«Мусорная» реформа призвана вывести «мусорные потоки» из тени


Экология. С 1 июля в Благодарненском городском округе начал работать выбранный на конкурсной основе региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Экострой»

 

Это не чья-то прихоть, а давно назревшая необходимость и не только в нашем крае, а по всей стране. Новая система обращения с отходами внедряется на всей территории РФ. Полностью перейти на неё регионы должны до 1 января 2019 года. Услуга по вывозу мусора из разряда жилищных перешла в разряд коммунальных, на неё также распространяются меры господдержки в виде предоставления компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.

 

Все подробности и основные принципы новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в нашем интервью с министром жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Романом Алексеевичем Марченко:

 

– Кто такой региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами?

– Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года. Регоператор несёт ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения легальным способом в специально отведённых для этого местах.

С 1 января 2019 года на территории Ставропольского края будут работать четыре региональных оператора – каждый в своей зоне ответственности.

 

– Если у физических лиц, либо хозяйствующего субъекта уже заключён договор на вывоз ТКО с местными организациями, должен ли заключаться договор с регоператором ТКО? Если да, то в каком порядке будет осуществляться этот переход?

– В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Оплачивать услуги регионального оператора граждане и организации обязаны с того момента, как начался вывоз ТКО. Это предусмотрено п. 7 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г.

 

– Что будет с муниципальными предприятиями, которые занимались вывозом мусора?

– Если мусоровозы данных предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки твёрдых коммунальных отходов.

 

– Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями, объясняя это тем, что у них нет мусора. Обязаны ли они заключать договор с регоператором, и какие санкции будут применяться к «отказникам»?

– В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Также сейчас рассматривается вопрос установления административной ответственности для таких граждан как на уровне федерации, так и на уровне края.

 

– Какие отходы находятся «в ведении» регионального оператора ТКО и что он с ними будет делать, куда вывозить?

– К ведению регионального оператора относятся твёрдые коммунальные отходы. С началом деятельности региональных операторов ТКО должны будут размещаться только на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов, учтённых в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённой правительством Ставропольского края.

 

– Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным?

– С законодательной точки зрения, твёрдые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Соответственно региональными операторами по обращению с ТКО от населения будут вывозиться пищевые отходы, упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты, смёт из жилища, домашние растения, крупногабаритные отходы, в том числе утратившие свои потребительские свойства товары, использующиеся в жилых помещениях (мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих осветительных устройств).

При этом отходы, образующиеся от ухода за зелёными насаждениями, при капитальном ремонте, реконструкции жилых помещений, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ не относятся в ТКО и не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается с региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.

 

– Будет ли разделение отходов по категориям (пластик, стекло и т.д.)?

– Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твёрдых коммунальных отходов. Однако на начальном этапе необходимо хотя бы организовать вывоз ТКО от всего населения края для размещения на легальных полигонах.

 

– Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?

– Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. Уборку в момент вывоза ТКО должен осуществлять региональный оператор, а поддерживать чистоту в течение дня – управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесены вопросы:

– создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

– определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) ТКО.

Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Для их реализации Правительство РФ должно утвердить правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра.

 

– Планируется ли установка контейнеров в частном секторе? (может, одного на несколько домов).

– Установка контейнеров в частном секторе возможна либо за счёт самих жителей, либо, возможно, будет регламентирована в рамках вышеуказанных правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО.

 

– Будет ли региональный оператор убирать несанкционированные свалки, и что необходимо делать при обнаружении несанкционированной свалки в селе?

– В соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, заключённом им с уполномоченным органом государственной власти, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:

– уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

– уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Другими словами, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки или на возмездной основе поручить эту работу региональному оператору.

 

– Как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор? Как будут выявляться люди, которые, не имея договоров, будут пользоваться услугами регоператора? И возможно ли такое вообще?

– Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и предельного тарифа регионального оператора по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает министерство ЖКХ Ставропольского края. Эту информацию можно найти на сайте министерства www.mingkhsk.ru. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края.

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные ёмкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объёмов мусора), то законом для них предусмотрены два варианта расчёта. Либо по соответствующему нормативу, утверждённому на уровне края, либо по объёму образуемых отходов. Право выбора в этом случае остаётся за юрлицом.

Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Хочу обратить внимание на то, что государственная поддержка в виде компенсирования части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать граждане, если их ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22 процента от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

 

– Что изменится с началом работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований?

– «Мусорная» реформа призвана перестроить алгоритм сбора и утилизации ТКО. Основная идея такова: отходы производит каждый человек – и платить за то, чтобы его правильно, с минимальной нагрузкой на экологию, уничтожили должны все. Это поможет вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе в течение нескольких лет мы должны избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе должны будем перейти к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.

Сегодня же мы стартуем с того, что нет даже достоверных данных по объёму отходов, который образует население региона. В теории на Ставрополье ежегодно образуется более 1,2 млн тонн твёрдых коммунальных отходов. На практике же пока лишь половина населения края (57 процентов) оплачивают услугу по вывозу мусора. Другими словами, куда уходит мусор, образуемый остальными жителями края – а это более миллиона человек, можно только догадываться…

На свалки – санкционированные и несанкционированные – отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. Газета разлагается до четыре месяцев, фольга – более 100 лет, пластик – 200 лет, стеклянная бутылка – не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! Конечно, это наносит огромный ущерб экологии. В XXI веке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране.