2075 километров от дома


— Порой срочная служба, со всеми своими тяготами и невзгодами даёт нам возможность увидеть удивительные места нашей необъятной Родины, куда бы мы никогда не отправились, — считает А. Пожидаев.

1985 год. По приказу министра обороны СССР в армию призывают­ся юноши, достигшие восемнадцати лет. Безотлагательной службе подле­жали и студенты высших учебных за­ведений.

В это время Александр Пожидаев, 19-летний парень из с. Елизаветин­ского, учился в Ставропольском сель­хозинституте на втором курсе. Он, как и многие его однокурсники, тоже по­лучил повестку.

По ускоренной программе студен­там позволили сдать летнюю сессию, и уже в конце июня он и односельча­нин Николай Попов стояли на сцене местного Дома культуры на церемо­нии торжественных проводов в армию.

Если сегодня, порой, и не знаешь, что соседа призвали служить, то в 85-ом проводы считались важным собы­тием для сельского жителя. Высокопо­ставленные чины из районного коми­тета партии и Совета народных депу­татов обращались к призывникам с напутствующими словами о долге, че­сти, Родине.

Бабушки в это время пели, матери и подружки рыдали, отцы восхища­лись, а молодёжь гуляла до самого утра. Через три дня Александр и та­кие же будущие защитники Отечества мчались на Украину.

Закарпатская область, танкисты, природа

Три месяца ушло на то, чтобы при­нять присягу и пройти курс молодого бойца, после чего Александр попал в Закарпатский военный округ г. Ужго­рода, где располагался полигон тан­кового полка в/ч №74257 стран Вар­шавского договора.

Мягкий и умеренный климат Ужго­рода, необычная красота его пейза­жей в совокупности со множеством исторических мест, замки и крепости оставили неизгладимый след в душе елизаветинца.

Особенностью города было то, что он надёжно защищён Карпатами от холодных ветров и находится в не­посредственной близости к столицам соседних стран.

Так, до Будапешта (Венгрия) — всего 330 км, до Братиславы (Сло­вакия) — 490 км, до Варшавы (Поль­ша) — 550 км. А до дома — 2075 ки­лометров.

За хорошую службу практически каждые выходные Александр и его товарищи ходили в увольнение, вос­хищались красотой архитектуры раз­ных эпох. Приятным сюрпризом ста­ла встреча в одном из краеведче­ских музеев с приехавшими на сборы ставропольскими баскетболистами.

Но самым захватывающим зре­лищем, надолго оставшимся в па­мяти А. Пожидаева, стали танковые стрельбы.

На танке Т-64 БВ

В полку боец Пожидаев служил в должности оператора танковой ди­ректрисы, помогал офицерам в об­служивании стрельб. Будучи по воен­ной специальности наводчиком, он и сам немало поучаствовал в учебных испытаниях.

— Как сейчас помню, гусеницы нашего танка, поднимающие волны мелкого песка, суровый ро­кот танкового движка, нарушающего безмятежность закарпатской приро­ды. Оглушающая мощь, яркая огнен­ная вспышка, снаряд, покидающий жерло орудия, и клубы пыли и дыма, устремляющиеся вверх, застилаю­щие голубое небо, — поделился воспо­минаниями Александр Иванович.

За время службы в полку на танке Т-64 БВ его экипаж произвёл 11 бое­вых выстрелов штатными снарядами.

На тему дальнейшей службы в ар­мии проводились агитационные бесе­ды. Некоторые из сослуживцев согла­шались и впоследствии дослужились до больших должностей, получили вы­сокие награды. Но Александр отказал­ся. Уволен в запас в звании сержанта.

— Мне посчастливилось пройти службу в замечательном месте, куда я больше, наверное, никогда не попаду, многому научиться, что-то перео­смыслить. Но свою жизнь я решил связать с малой родиной, о чём не жалею.

Александр Пожидаев вернулся в Елизаветинское 19 мая 1987 года. Отгуляв лето, восстановился в институте, там встретил свою будущую супругу. Окон­чив высшее учебное заведение, вернулся в село, где живёт и работает и по сей день.

 

Илья УСАТОВ