А.В. ВОРОЖКО: «Пять тонн за пай — и вы в это верите?»


Земельный закон о «жирных котах», переоформление договоров аренды на землю и смена инвесторов то в одном, то в другом хозяйстве — эти темы сегодня обсуждает практически весь Благодарненский район, при этом в полемику вступают даже те, кто не имеет отношения к сельскому хозяйству.

На собственника земли сегод­ня возложена большая ответствен­ность. 2016-2018 годы — время мас­совых перезаключений договоров аренды земельных долей. Кто-то уже прошёл эту процедуру, кому-то это только предстоит. При этом бит­ва «за несколько гектаров» достига­ет апогея. Дошло до того, что пред­лагают свыше трёхсот тысяч рублей за покупку 11 гектаров, а за аренду — пять тонн зерна в год и выше.

Однако возникает вопрос: Смо­жет ли арендатор при такой сложной экономической ситуации в мире по­тянуть такую арендную плату? Ведь три тонны зерна в год за аренду зем­ли взяты не с потолка, а выверены многолетним опытом.

Корреспондент газеты «Благо­дарненские вести» Илья Усатов поинтересовался мнением о про­исходящем у А.В. Ворожко, пред­седателя СПК колхоза «Гигант» (с. Сотниковское).

Хозяйство процветает уже многие годы и считается эталоном коллек­тивного труда не только в крае, но и в стране. Перезаключение договора аренды в хозяйстве состоится только через пять лет, но председатель кол­хоза с интересом следит за происхо­дящими событиями:

— Александр Васильевич, как Вы думаете, можно ли «оси­лить» новые обязательства по повышению арендной платы?

— Думаю, нет. Рассмотрим аренд­ную плату на примере нашего кол­хоза. При рентабельности в 48 процентов и идеальных погодных условиях в 2015 году мы получили выручку в размере 660 млн. рублей.

Из них 129 млн. отдали в каче­стве заработной платы. Одновре­менно с этим заплатили 102 млн. налогов и прочих отчислений госу­дарству. Кроме того, в прошлом году правление колхоза одобрило рекон­струкцию храма на 12 млн. рублей и поликлиники — 30 млн. рублей из средств «Гиганта».

Далее мы рассчитываемся по арендной плате. Земельный банк колхоза состоит из более 2 тысяч зе­мельных долей по 11,2 гектара паш­ни. «Гигант» по договору выплачива­ет аренду в натуре: три тонны зерна, хлеб, масло и мука.

На всех дольщиков выходит 7 300 тонн зерна (62 млн. рублей), 90 тонн муки (1 млн. рублей), 7,6 тон­ны масла (3,8 млн. рублей) и хлеб (7,7 млн. рублей). Всего — 83 млн. рублей.

Получается, что 129 млн. рублей мы заплатили коллективу, а более 200 млн. — государству, арендодате­лям и на развитие села.

Остаётся 290 млн. рублей, кото­рые расходуются на ГСМ, пестици­ды, семена, амортизацию техники, покупку новой, погашение кредитов и т.д.

Если зерно сегодня стоит 8,5 руб-ля за килограмм, то колхоз оставля­ет на модернизацию, «социалку» и пр. всего 2 рубля. Назовём эти день­ги «подушкой безопасности».

Причём, с каждым годом «подуш-ка» становится всё легче и легче. Ведь мировая цена на зерно не ра­стёт, зато увеличивается стоимость всего остального (ГСМ, пестициды, семена, удобрения и т.д.) примерно на 15-20 процентов в год.

При такой экономике, я считаю, не целесообразно повышать стои­мость арендной платы.

Если «Гигант» повысит «планку» даже на тонну зерна, (с трёх до че­тырёх), итоговая выплата для всех собственников превысит 100 млн. рублей. В связи с этим, придётся либо уменьшить «социалку» для села, либо сократить заработную плату. Если же отнять не достающее от производства, то получим гораздо меньший урожай, а соответственно и прибыль. Как же будет хозяйство рас­считываться по обязательствам, если увеличит арендную плату до 5 тонн и выше? Более того, кто согласится ра­ботать за низкую заработную плату? Отдать землю в аренду — это одно, а вспахать её, засеять и вырастить на земле достойный урожай — совер­шенно другое дело. Поэтому тем, кому предлагают пять тонн за 11,5 гектара, стоит серьёзно задумать­ся о своём выборе. Будут ли выпол­нены эти обязательства в назначен­ный срок?

— Александр Васильевич, но ведь люди заключают дого­вор, следовательно, арендатор обязан отдать то, что обещал. Не так ли?

— Давайте начистоту. Мы часто слышим обещания бизнесменов, особенно тех, кто живёт не в Став­ропольском крае, а управляет хо­зяйством издалека. На мой взгляд, люди соседних сёл, поверив в обе­щания, уже достаточно пережили, например, при разорении колхозов района. Сегодня им вновь обеща­ют, чтобы привлечь и заключить до­говор аренды.

Если я не ошибаюсь, в Благо­дарненском районе уже есть преце­денты, демонстрирующие нам, на­сколько тяжело потом забрать свою землю, особенно у бизнесмена, ко­торый живёт не в Ставропольском крае.

К тому же, никто не отменял от­ветственности собственника за свою землю сельхозназначения. Согласно федеральному закону, не арендатор несёт ответственность за неё, а собственник. И если земля не используется по назначению или «загублена», то её по закону просто отберут. Кто от этого больше потеря­ет — арендатор или собственник?

— Как же поступить сельча­нам-собственникам в данной ситуации?

— Я убеждён, что нельзя смотреть на землю лишь через призму зара­ботка. Лишняя тонна не сделает соб­ственника богаче, но может привести к непоправимым последствиям.

Как временный хозяин отнесётся к арендованной земле, к сельчанам, которые на ней работают, местной школе, поликлинике? Ведь он может из экономической целесообразно­сти уволить всех местных работни­ков и нанять кого-то за более низ­кую зарплату или выжать из земли всё до «капли» и закрыть свою орга­низацию, а в другом месте открыть вновь. При этом ни собственники, ни село не выиграют. Ведь есть же уже такие примеры. Не правда ли?

Получается, что даже успешно­му хозяйству, такому, как колхоз «Ги­гант», прежде чем увеличить аренд­ную плату, приходится серьёзно задуматься о том, сможет ли хозяй­ство оставаться рентабельным. Воз­никает вопрос: чем подкреплены обещания увеличить размер аренд­ной платы?

В любом случае решение: кому отдать в аренду землю, остаётся за собственниками. Только за ними за­креплена и ответственность. Если вам не выплатят плату по догово­ру аренды, новый инвестор уволит с работы или испортит надел до такой степени, что на нём даже сорняк не будет расти, корить за это будет не­кого, кроме себя.

Беседовал Илья УСАТОВ

 

СПРАВОЧНО

«Закон жирных котов» — так прозвали изменения, внесённые в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». Изменения увеличивают предельный минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 30 га до 2500 га. Закон уже вступил в силу.