БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ АЛЕКСЕЙ ЛИХУШИН


9 мая 1945 года Великая Отечественная война закончилась, но во многие семьи не вернулись отцы, мужья, братья, сыновья, дочери, ушедшие на фронт. Они сгинули в горниле войны: погибли на передовой, в окопах или немецких концлагерях, пропали без вести…

Учётом пропавших без вести военные комиссариаты занялись с апреля 1946 года. Основанием для включения в списки являлись заяв­ления жён, матерей, других родственников, предоставивших послед­ние весточки — письма с фронта или официальные справки от коман­дования частей.

13 июля и. о. Благодарненского райвоенкома ст. лейтенант Ведмич направил в Центральное управление по учёту потерь списки на 245 воинов, призванных на фронт из нашего района и пропавших без ве­сти. Военком майор Рябцев направил в Москву 11 сентября списки ещё на 489 человек. Учётом пропавших без вести занимался и Бурлац­кий военкомат. Военком Крутько из с. Сотниковского 31 мая 1947 года отправил в Москву списки на 214 воинов.

Но не все пропавшие без вести по разным причинам включены в официальные списки. Неучтённым был и наш земляк — сержант 183-го кавалерийского полка Алексей Фёдорович Лихушин.

Его дочь — Лидия Алексеевна Малиновская — бережно хранит уже полуистлевшее от времени уведомление, полученное с фронта её ма­мой, Пелагеей Лукьяновной: «…Ваш муж красноармеец Лиху­шин А. Ф., уроженец Орджоникидзевского края, село Благодарное, ул. Красноармейская… находясь на фронте, пропал без вести 3 марта 1942 года. Подписи: командир 183-го кавполка Григорьев, батальон­ный комиссар Халдай. 22.04.1942 г.».

А. Ф. Лихушин родился в 1909 г. в с. Благодарном в бедняцкой семье. В середине 30-х окончил курсы политработников, работал в с. Алексеевском в политотделе Мирненской МТС. В августе 1941-го его призвали в кавалерийские войска.

В это время в Тихорецке формировали 62-ю кавалерийскую ди­визию. В её состав вошли три полка: 181-й Таманский кавполк, ко­мандир майор Гусаров; 183-й Краснодарский — майор Ромазов; 185-й Ахтарский — майор Субботин. Алексей Лихушин и воины, мобилизо­ванные на фронт из Ставрополья, были зачислены в 183-й кавалерий­ский полк.

В середине октября 62-я кавдивизия, уже полностью укомплекто­ванная, заступила на охрану Азовского побережья и южного берега Дона, прикрывала переправы от вражеских десантов в районе Усть-Койсуг — Азов — Кагальник. 17 октября противник взял Таганрог, а 21 ноября — Ростов-на-Дону. И всё же 28 ноября советские войска под командованием С.К.Тимошенко после кровопролитных боёв вернули Ростов под свой контроль и погнали врага к Таганрогу и реке Миус.

62-я кавдивизия в составе 56-й армии участвовала в освобождении донской столицы. 30 ноября её полки пошли в наступление на хоро­шо укреплённые немецкие позиции в посёлке Калинин, что западнее Ростова. Алексей Лихушин был на передовой. Ночью в плавнях и ка­мышах под массированным огнём противника боевой порядок диви­зии расстроился. Бойцы 183-го полка остались без поддержки сосед­них эскадронов, легли на лёд. Пребывание личного состава на льду под массированным огнём миномётов и артиллерии грозило больши­ми потерями. Трижды бойцы эскадронов, в том числе и наш земляк Алексей Лихушин, поднимались в атаку и трижды откатывались на исходные позиции.

Жертвенность воинов и командиров 183-го кавполка позволила отвлечь огонь противника на себя и обеспечить успешное продвижение вперёд 181 и 185 полкам с правого фланга по немцам, окопавшимся в посёлке.

Увидев, что соседние полки зацепились за населённый пункт, май­ор Ромазов поднял своих бойцов в атаку, которые, круша врага огнём, кавалерийской шашкой, штыком и прикладом, преодолели передовые окопы противника и ворвались в посёлок Калинин.

С 3 декабря 1941 года Алексей Лихушин участвовал в боях на под­ступах к Таганрогу, у сёл Самбек и Вареновка. Эти населённые пунк-ты фашисты превратили в укреплённые крепости.

К 8 декабря в 62-й кавдивизии потери составили 1 134 человека, в том числе пропавших без вести — 216. Командование дивизии прика­зывало: «С достигнутых рубежей ни одного шага назад!» 15 декабря дивизию заменили стрелковые части, а кавалеристов отвели на отдых и пополнение. Из этих боёв Алексей Лихушин вышел живым.

23 декабря 62-я кавалерийская дивизия вместе с 64-й и 70-й кавди­визиями вошла в состав 2-го кавалерийского корпуса. Корпусом ко­мандовал генерал-майор М.А. Усенко.

К 28 февраля 1942 года 2-й кавалерийский корпус совершил смелый марш-бросок почти в 500 километров на территорию Днепропетровской области Украины, освободил несколько населённых пунктов. Однако корпус не сумел удержать занятые позиции и был вынужден отойти.

Потери бойцов и командиров в этих сражениях составили более 5 тысяч человек. В их числе и Алексей Лихушин. 3 марта он не вернул­ся с поля боя. Его, как и сотни других бойцов, посчитали пропавшим без вести. Так что, надо полагать, прах кавалериста Лихушина захоро­нен на территории Днепропетровской области, у населённого пунк-та Александрополь.

Попытки освободить город Таганрог командованию Южного фрон­та во главе с Р.Я. Малиновским в первом полугодии 1942 года не уда­лись. Общие потери фронта составили более 150 тысяч бойцов. Бои к северо-востоку от Таганрога вошли в историю Великой Отечествен­ной войны под названием «миусской мясорубки».

2-й кавалерийский корпус и 62-я Тихорецкая кавалерийская диви­зия вскоре окончили свой боевой путь. Они были почти полностью уничтожены в мае 1942 года в ожесточённых боях с фашистами под Харьковым. 15 июля 1942 года 62-я кавдивизия исключена из списков РККА с отметкой «погибшая».

Владимир ПУЗИКОВ