Не позволяйте нарушать свои права


О том, как защищаются права потребителей в Благодарненском районе нашему корреспонденту рассказывает Елена Юрьевна Васильченко, специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Благодарненском районе. Её основные функции: проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортёрами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам), рассмотрение заявлений и жалоб от граждан, оказание консультативной помощи потребителям с разъяснениями их законных прав.

— Елена Юрьевна, сколько в среднем в год поступает обращений от по­требителей, чьи права были нарушены? С какими нарушениями прихо­дится иметь дело чаще всего?

— В 2014 году в территориальный отдел поступило всего 106 обращений, из них по поводу нарушения прав потребителей — 82. Самая большая доля обра­щений приходится на сферу розничной торговли непродовольственными това­рами, например, 39 обращений были от граждан, недовольных качеством при­обретённых электроприборов и бытовой техники.

— Каким образом вы помогаете гражданам восстанавливать их права?

— Стараемся вести профилактическую работу и информировать потребите­лей через средства массовой информации о том, как не допустить нарушения своих прав. Если права всё же были нарушены, разъясняем, каким образом их восстановить. Иногда этого оказывается достаточно, и ситуация разрешается на уровне переговоров с реализатором товара. В противном случае помогаем составить претензию, а иногда и исковые заявления в суд.

Так, в прошедшем году в суд поступило 5 исковых заявлений, из них в за­щиту прав неопределённого круга потребителей — 4 (причина — невыполнение учреждениями и организациями предписаний в указанные сроки) и 1 исковое заявление в защиту прав конкретного потребителя (гражданин заплатил инди­видуальному предпринимателю за изготовление мебели, но в итоге и мебель не получил, и деньги ему не вернули).

— Что предпринять человеку, недовольному качеством при­обретённого товара? В каких случаях он имеет право его вер­нуть?

— Потребитель вправе обменять непродовольственный товар ненад­лежащего качества (кроме товаров, входящих в перечень, не подле­жащих возврату или обмену) на аналогичный у того же продавца, у которого товар приобретался, если он не подошёл по форме, габари­там, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обменять непро­довольственный товар надлежащего качества можно в течение четыр­надцати дней, не считая дня его покупки.

Обнаружив в товаре недостатки (брак), покупатель имеет право по­требовать возврата уплаченной за товар суммы в течение гарантий­ного срока, установленного изготовителем. В этих случаях потреби­тель в первую очередь должен предъявить письменные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполно­моченному индивидуальному предпринимателю, импортёру).

И на товар, приобретённый со скидкой, на распродаже или по пода­рочному сертификату, потребитель имеет те же самые права. Ведь это исключительно рекламно-маркетинговые мероприятия и они никак не влияют на гражданско-правовые отношения между продавцом и по­требителем в части обмена или возврата купленного таким образом товара (п.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 7.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Однако когда вы приобретаете товар, продающийся со скидкой из-за имеющихся в нём недостатков, например, механического повреж­дения, изменения набора функций, цвета, вида, и продавец предупре­ждает об этом заранее, то вы не вправе предъявлять ему указанные выше требования. (п.1 ст. 18 Закона).

— Чему посвящён День защиты прав потребителей в 2015 году?

В 2015 году нас призывают сосредоточиться на правах потреби­телей, связанных со здоровым питанием. Употребление нездоровой пищи влияет на четыре из десяти основных причин смертности во всём мире: избыточный вес, ожирение, высокое артериальное давле­ние, высокий уровень холестерина и глюкозы в крови. Именно поэто­му тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2015 году име­ет цель призвать ВОЗ реализовать принятую 10 лет назад Глобальную стратегию в области рациона питания, физической активности и здо­ровья, поскольку за прошедшее время в этом так и не удалось достиг­нуть заметного прогресса.

— Планируются ли в связи с этим какие-либо акции, мероприя­тия на территории района?

— Совместно с филиалом Центра гигиены и эпидемиологии по СК в Благодарненском районе разработан и утверждён план мероприятий по подготовке ко Всемирному дню защиты прав потребителей. Изго­товлены и распространены среди населения листовки, памятки для родителей «В каких продуктах живут витамины», «Проблемы избы­точного веса». Планируется провести ряд лекций-бесед о пользе здо­рового питания, а также разъяснять законодательство в сфере защи­ты прав потребителей среди учащихся школ, средних учебных заве­дений. Будем регулярно информировать граждан о потребительских правах и способах их защиты.

— Как часто приходится иметь дело с жалобами на некачествен­ные продукты питания?

— В 2014 г. поступило 4 жалобы на неудовлетворительное качество продовольственной продукции в магазинах района. Все они рассмо­трены в установленные сроки, по ним проведены проверки, вынесе­ны предписания об устранении выявленных нарушений и составлены протоколы об административном правонарушении.

— Посоветуйте, как потребителю защитить себя от нарушения своих прав?

— Во-первых, быть очень внимательным при выборе того или ино­го товара, тщательно проверять его перед покупкой. Во-вторых, пом­нить свои основные права: право на качество товара, работы (услу­ги), право на безопасность товара, работы (услуги), право на возме­щение ущерба; право на информацию и т.д. Хорошо бы изучить Закон «О защите прав потребителей». Его знание поможет гражданам защи­тить свои права и не оказаться в ситуациях, с которыми нам, увы, ча­сто приходится сталкиваться.

Не позволяйте

Вопросы задавала

Наталья НЕТКАЧЕВА