Не про золотую рыбку, а про лисичку-сестричку


Недавно на страницах «Благодарненских вестей» вспоминали сказку о золотой рыбке, о том, какие перспективы у закрытого акционерного общества (ЗАО) «Родина» выиграть иск в суде против 86 человек, просто пожелавших не сдавать собственную землю в аренду данному хозяйству. Интересную сказку написал журналист. Что ж, стать на сторону сильного — дело хозяйское. Удивительно, как в России испокон веков просто решается вопрос с чужой собственностью. Помните «Дубровского» А.С. Пушкина? Захотелось богатому и знатному барину Кириле Петровичу Троекурову отобрать у бедного помещика, отставного поручика гвардии, Андрея Гавриловича Дубровского, имение, вызвали к земскому судье для решения дела и «прощай деревня» — вот уже Кирила Петрович её хозяин.

Той давней истории скоро уж как 200 лет, а ничего на Руси не меняется

Захотелось Ирине Ми­ниной не отдавать людям их кровное — землю родную, и по­шла она на них в суд, да с заявлением за­претить им пользоваться их же зем­лёй. Не успели люди оглянуться, как уже обеспечительные меры Благо­дарненским районным судом выне­сены — запретить собственникам ра­ботать на земле, только ЗАО «Роди­на» можно.

Собственники не согласились с такой судебной формулировкой и обратились в Ставропольский кра­евой суд в установленном законом порядке с жалобой. Ставрополь­ский краевой суд отменил обеспе­чительную меру в части возложе­ния на ЗАО «Родина» обязанности по обработке земельного участка и его уборке до рассмотрения спо­ра по существу, указав, что «данная обеспечительная мера не отвеча­ет целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ, а также требованиям соразмер­ности, предусмотренным ч. 3 ст. 140 ГПК РФ».

Поняв, что таким иском добиться ничего не получится, ЗАО «Родина» потеряла интерес к данному делу, и оно благополучно было прекращено Благодарненским районным судом в связи с неявкой истца (ЗАО «Роди­на»), обеспечительная мера отме­нена в полном объёме.

Если разобраться, без всяких юридических тонкостей и без налёта рекламы, суть проблемы очень про­ста: в с. Елизаветинском крестьяне передали свою землю в аренду кол­хозу. Колхоз за долги выкупила И. Минина, а арендатором стало ЗАО «Родина».

В мае договор аренды закончил­ся, часть собственников (более 80 человек) не захотели его продле­вать, вымежевали землю в счёт сво­их долей, чтоб самостоятельно на ней работать, либо родственникам в аренду отдать.

На этом всё. Местоположение участков, кстати, ещё до окончания срока аренды согласовывалось с ЗАО «Родина». Руководство обеща­ло, что все, кто решил забрать зем­лю, спокойно её заберут. И поля-то определили не сплошь «золото». И камыш есть, и камень, но люди уже готовы забрать, что угодно. Чужого не просили, больше, чем могут об­работать, не взяли.

Однако «Родине» показалось не­достаточно спокойно, достойно рас­статься с бывшими арендодателями. Не всё так просто, вот и автор сказ­ки написал, что, мол, люди забирают «своё, в котором много чужого».

А что он имел в виду? То, что ЗАО «Родина» как арендатор несло обязанность по осуществлению ме­роприятий по охране земель, нахо­дящихся у него в пользовании. Так что тут чужого? Это требования Зе­мельного кодекса РФ, прямо предус-матривающие обязанность аренда­тора проводить все мероприятия по охране земель. Это же земля, кото­рую, если ты не кормишь, истощит­ся и тебя кормить перестанет. Так что, в том, что ЗАО делало, нет ни­чего, что не вписывалось в круг его обязанностей по договору аренды и по закону.

ЗАО «Родина» выполняло при­родоохранные мероприятия, уста­новленные законом? Так почему это должно требовать особой похвалы? Не нарушать закон — это не подвиг, а норма. Но, судя по восхищённым от­зывам журналиста — соблюсти закон для данного предприятия, — это под­виг, а не отдать чужое и увеличить капиталы своего акционерного об­щества, т.е. нарушить конституцион­ные права граждан на использова­ние своей земли — это норма.

Для собственников земля — это не блажь, это жизненная необходи­мость: кормить себя и свою семью. Для ЗАО угодья — актив, и чем его больше, тем больше дивидендов заработают акционеры. Больше де­нег — больше сила?

Наверное, поэтому ЗАО «Роди­на» радеет за коллективизацию: «зачем раздавать людям землю, если с таким трудом её уже один раз отобрали». Да, в экономической по­литике крупных хозяйств мало чело­вечного, особенно в ООО и АО — где бывший колхозник уже никто, и всё принадлежит чужим акционерам, которые и являются собственника­ми того, что осталось по наследству от колхозов.

Ради интереса заглянула на сайт федеральной службы статистики. На 1 октября нынешнего года кре­стьянских фермерских хозяйств на­считали в крае 10 013, в том чис­ле без образования юридического лица, т. е. ИП и главы КФХ — 7 363 человека.

Под юридической аббревиату­рой ИП и КФХ есть семья. Это всё самозанятое население. Сколько нужно человек лишить работы, до­хода, средств к существованию, если мерить категориями И.В. Ми­ниной: «Никаких предпринимате­лей, вся земля — только крупным хо­зяйствам». Между прочим, согласно данным статистики, фермеры по по­казателям валового сбора основных сельскохозяйственных культур в пе­рерасчёте на посевные площади со­всем не отстают от крупных коллег Ставрополья. А порой даже и пре­вышают.

Получается, зря на фермеров на­говаривают. Ничуть не меньше они работают, и с налогами у них всё в порядке. На том же сайте статисти­ки почитала доклад о социально-экономическом положении Ставро­польского края. Оказалось, что доля хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивиду­альных предпринимателей в общем производстве молока составляет 79,3 процента, а яиц — 64,8.

Без кориандра обойтись можно, а без молока да яиц сложновато бу­дет.

Люди, которые на собрании про­тив продления договора аренды с ЗАО «Родина» голосовали, тоже так думают. На всех собраниях всегда дружно, стойко стояли — «против — значит, против», сколько бы им де­нег за пай ни предлагали. За допол­нительные бонусы не купились, о будущем думали — своём и своих де­тей, о селе, где живут.

Кто основной спонсор на селе? В этом понимании, на мой взгляд, не стоит путать колхоз и современное акционерное общество — холдинг, прижимистый, с корнями в Москве, думающий о прибыли для своего закрытого списка акционеров, или свой, местный, не богатый, но до­брый «дядька-фермер»? Тот самый дядька, который и подарки детям на праздник в местный Дом культу­ры подвезёт, и машину на соревно­вание подгонит, не для рукоплеска­ний, картинки и рекламы в газете, а так по-тихому, по-свойски.

Конечно, политика ЗАО с точки зре­ния экономики правильная, как мож­но осуждать коммерческую организа­цию, цель которой — получение прибы­ли? Благотворительность не является её целью, поэтому и речь об этом не идёт и идти никогда не будет.

Сокращение расходов, оптими­зация штатов, избавление от убы­точных нерентабельных произ­водств — это закон экономики. Од­нако, что это значит для села — со­кращение рабочих мест, свёрты­вание животноводства, выращива­ние только тех культур, которые бу­дут пользоваться большим спросом и радовать постоянным ростом цен на рынке, без учёта их влияния на качество и плодородие почвы? По-этому жалко ЗАО землю людям от­давать.

Попыталась «Родина» на люд­ские поля заехать, не дали люди — живым щитом стали, вызвали со­трудников полиции, обратились в органы прокуратуры. В результате добились своего — ЗАО «Родина» на их выделенных землях не работает.

Пока по одному делу судились, завершилась процедура межева­ния, земельные участки более 80-ти собственников были поставлены на кадастровый учёт.

Получив информацию о том, что вновь образованные участки по­ставлены на кадастровый учёт, ЗАО повторно обратилось в Благодар­ненский районный суд уже с требо­ваниями к собственникам о снятии земельных участков с кадастрово­го учёта.

В суде выяснилось, что, проведя собрание 5 мая 2016 г., ЗАО «Роди­на» допустило (случайно или наме­ренно?) в протоколе ошибку, вопрос об условиях договора аренды с ЗАО «Родина» был пропущен. И получив готовый протокол на руки, с заявле­нием об исправлении ошибки в ад­министрацию села Елизаветинского почему-то не обратилось.

Представители ЗАО упорно до­казывают в суде факт непринятия на собрании 5 мая решения о за­ключении нового договора аренды, опираясь на этот протокол и, со­ответственно, доказывая, что соб­ственники без голосования по это­му вопросу «против» не имели пра­во выделяться. Пришлось обра­титься в Благодарненскую проку­ратуру с заявлением о фальсифи­кации представителем ЗАО «Ро­дина» доказательства по граждан­скому делу — протокола общего со­брания участников долевой соб­ственности.

Начальник полиции отдела МВД России по Благодарненскому райо­ну, рассмотрев материалы проверки по данному заявлению, «установил, что представителем ЗАО «Родина» к исковому заявлению приобщён протокол общего собрания участ­ников долевой собственности с не­достоверной информацией, в кото­ром не отражён вопрос голосования участников долевой собственности на заключение договора аренды с ЗАО «Родина», тем самым сфальси­фицирован протокол общего собра­ния от 5.05.2016 г.». Материал про­верки был передан в Межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комите­та РФ по Ставропольскому краю.

А представителям «Родины» всё ни почём. Они продолжают настаи­вать на своём: «Не было такого воп-роса на собрании». Да так уверенно об этом говорят, что даже журналист им поверил — не было.

Интересно, что по этому пово­ду думают глава Благодарненско­го района, уполномоченный губер­натора Ставропольского края и ряд других официальных лиц, которые почётно были приглашены и присут­ствовали на данном собрании. Неу­жели и они ничего не слышали и не видели и не поздравляли после со­брания людей с решением о прод­лении арендных отношений с хозяй­ством?

Разумеется, ЗАО «Родина» вме­сте с иском о снятии образованных участков с кадастрового учёта по­вторно подало заявление об обе­спечительных мерах, но уже с бо­лее дикой формулировкой — иск был подан к 86 собственникам, а обеспечительная мера ко «всему населению земного шара» — запре­тить другим лицам, кроме ЗАО «Ро­дина», использование земельных участков, которые были выделены собственниками в счёт их земель­ных долей.

И судья Благодарненского район­ного суда М.О. Каневский удовлет­ворил данное заявление и запретил всем, кроме ЗАО «Родина», исполь­зовать указанные земельные участ­ки. Естественно, что и эта обеспе­чительная мера обжалована соб­ственниками в Ставропольском кра­евом суде. Решение краевого суда люди ждут с нетерпением.

К слову сказать, иск к судебному производству был принят с наруше­ниями. ЗАО так торопилось подать иск о снятии земельных участков с кадастрового учёта, что в наруше­ние требований закона не приобщи­ло к искам для ответчиков материа­лы. Заседание было назначено так скоро, что судебные повестки приш­ли ответчикам (да и то не всем) на следующий день после заседания. При этом, в определении, получен­ном людьми, значилось требование суда представить возражения на ис­ковое заявление, которое к опреде­лению и не прилагалось вовсе.

На следующем заседании выяс­нилось, что люди не знают, какие ис­ковые требования к ним предъявля­ли. Пришлось судье объявить пере­рыв для передачи ответчикам исков и ознакомления с ними.

Из иска следовало, что к нему прилагается целый перечень доку­ментов. Однако ни один из них от­ветчикам не передали — потому что истец не изготовил. Собственники заявили отвод судье: принял иск к производству с нарушениями, идёт на поводу у истца. Судья, конечно, не удовлетворил отвод самому себе, разбирательство продолжается до настоящего времени. Собственников продолжают тягать по судам.

А между тем, ни по протоколу со­брания майского, ни по протоколу собрания августовского (ЗАО «Ро­дина» дважды проводило собрание по вопросу о продлении арендных отношений с собственниками) ак­ционерное общество так и не может оформить договор аренды с участ­никами долевой собственности.

Как следует из пояснений пред­ставителей ЗАО «Родина», в реги­страции договора аренды на сле­дующие 10 лет акционерному об­ществу отказано. Действия государ­ственного органа регистрации они собираются обжаловать.

Только вот как? Проголосовать-то за передачу участка в аренду проголосовали. Но собственники от­дали голос только за свои доли и только в отношении той части зе­мельного участка, которая подлежит передаче в аренду.

Более 80 человек выделились — участок уменьшился порядком, бо­лее чем на 2 000 га, да и ЗАО «Роди­на» за время предыдущей аренды немало выкупило себе земли, со­ответственно, само на себя договор аренды заключить не может, нуж­но вымежеваться сначала. Решение собрания есть, а предмет догово­ра аренды не определён — где арен­дованная земля, где своя личная, и сколько вообще в аренду берёт «Ро­дина» с учётом произведённого соб­ственниками выдела, не понятно.

Получается, хотели заключить договор аренды своей земли на себя — зачем это нужно? Не показы­вать свою собственность? Занизить налогооблагаемую базу? За то вре­мя, пока ЗАО «Родина» судится с собственниками, уже давным давно можно было выделить свои доли и заключить договор аренды на оста­ток земельного массива.

Встретив Ирину Васильевну Ми­нину на одном из собраний, спроси­ла — «дались Вам эти суды, помири­лись бы Вы с собственниками и дого­вор аренды спокойно заключили без всяких судов»? В ответ услышала: «Ну что Вы! Суды — это же интерес­но». Не знаю, серьёзно это было ска­зано или в шутку, но людям это сов-сем не интересно, им нужно рабо­тать на своей земле, а не судиться.

P.S. На порожках суда услышала фразу от кого-то из ответчиков, про­тив которых ЗАО «Родина» судит­ся: «Всё равно, что дали в доме на время пожить — а она навсегда хочет остаться и ещё тебя же выгоняет». Тут уж не сказка про золотую рыб­ку, тут сказка про лисичку-сестричку и зайчика на ум приходит: «Пустил зайчик лисичку на время пожить, а она его же и выгнала». Так и остал­ся бы без дома, если бы медведь не помог.

Вот и подумаешь ненароком, найдётся ли такой медведь и на нашу лису?

Елена ГЕРАЩЕНКО,

председатель коллегии

адвокатов СК «Геращенко

и партнёр»

.