В отделении скорой медицинской помощи Благодарненской районной больницы пусто и тихо. Все машины на вызовах. Слышно только, как периодически звонит телефон и диспетчер беседует с гражданами, принимая вызовы. В среднем в сутки их бывает до 60, а в дни сезонных вспышек ОРВИ — до 100.
Об этой работе столько всего сказано и написано, что, кажется, уже ни убавить, ни прибавить, потому что в каждом отделении скорой помощи всё одинаково. Только сотрудники «неотложки» знают, что похожих дежурств не бывает и что, отправляясь на вызов, никогда не знаешь, куда приедешь и с чем придётся иметь дело на этот раз. Может быть, там будет серьёзная травма и человека удастся спасти, а может быть, полуразрушенное здание без признаков жизни — ложный вызов. Увы, и такое случается.
Подробнее о повседневной работе коллег рассказала старший фельдшер отделения скорой помощи А.А. Квасова.
Анна Анатольевна, скажите, вызовов становится больше, меньше или их количество практически не меняется?
Больше. Только за первый квартал текущего года по району было обслужено 7398 вызовов, в прошлом году эта цифра была почти на тысячу меньше.
Для района это много или мало?
Очень много. Гораздо больше плана — 5138 вызовов на квартал. Но мы готовы обслуживать любое количество нуждающихся в помощи граждан, поскольку укомплектованы необходимым оборудованием и медикаментами. В прошлом году получили новый реанимобиль для транспортировки тяжёлых пациентов в краевые медицинские учреждения. Совсем недавно нам выдали современные кардиографы с планшетами, позволяющие через Интернет передавать показания на кардио-пульт в г. Ставрополь и сразу получать расшифровку.
Мы не боимся работы, но очень обидно бывает тратить время на ложные вызовы. За прошлый год таких было 886, в этом уже — 258.
Что значит — ложные? Некому оказывать помощь?
Некому. Приезжаем, а дом нежилой или вместо него вообще пустырь. Так, порой, у нас развлекаются дети и подростки. Жестоко развлекаются, ведь на дорогу, а затем на обход и обзвон соседей (нужно убедиться, что тот, к кому вызвали, действительно, здесь не живёт) мы тратим 10-15 минут, а в это время человек, которому по-настоящему очень плохо, вынужден ждать, когда бригада освободится. Машин по городу всего три. Одна часто уходит в Ставрополь, поэтому обслужить все вызовы одномоментно невозможно, сначала выезжаем на экстренные. Вот они часто и бывают «пустыми». Я хорошо помню один такой звонок — испуганный ребёнок кричал в трубку:
— Помогите, моему брату плохо, у него пена изо рта идёт, а мы дома одни!
Как тут можно не поверить и не поехать? В другой раз нам вообще сообщили о пожаре с большим количеством пострадавших. Выехали сразу тремя бригадами — и снова потеряли драгоценное время зря. А ведь в нашей профессии счёт нередко идёт на минуты и даже секунды. Очень хотелось бы, чтобы родители объяснили детям, что есть вещи, с которыми шутить недопустимо, потому что ценой таких шуток может стать чья-то жизнь.
По каким поводам жители района чаще звонят на 03?
Основные пациенты скорой — люди с гипертонической болезнью и сердечно-сосудистыми заболеваниями. А вообще нам приходится иметь дело со всем: травмы, несчастные случаи, ожоги, обморожения, аллергические реакции, простудные заболевания и т.д. Недавно даже роды прямо в машине принимали. Нередко скорую вызывают к гражданам, пребывающим в состоянии сильного опьянения, отдыхающим прямо на улице. Приходится лично передавать их милиции, чаще всего показаний для оказания экстренной помощи нет. А вообще, многое зависит от времени года: в сезон простуд чаще вызывают к температурящим, в зимнее время — к пострадавшим из-за гололёда. Новогодние праздники — это период травм, полученных в результате бытовых ссор и драк, спровоцированных алкоголем. После Пасхи, как всегда, ожидаем волну обострения желудочно-кишечных заболеваний, потому что постившиеся долгое время люди начинают злоупотреблять жирной и тяжёлой пищей. Сейчас начался сезон крымской геморрагической лихорадки — нам звонят люди, заподозрившие у себя это заболевание, и даже обращаются с просьбами снять клеща.
Снимаете?
Приходится, хотя это не входит в наши обязанности. С этим нужно обращаться в инфекционный кабинет поликлиники, впрочем, гражданин вполне может снять клеща самостоятельно: нужно капнуть на него любое масло, взять пинцет и, поворачивая против часовой стрелки, осторожно вытащить.
Бывает ли так, что выезжаешь на безобидный вызов, а оказываешься в сложной экстренной ситуации?
Бывает и часто. Предугадать невозможно. Обычный обморок может быть следствием сердечного приступа. А порой, выезжая на вызов, мы оказываемся в гуще пьяной драки. Нужно быть готовым ко всему.
Что бы вы посоветовали гражданам, вызывающим скорую помощь?
Во-первых, терпеливо отвечать на вопросы фельдшера, принимающего вызов. Поверьте, это не праздное любопытство, нам эти данные действительно нужны. И обязательно называйте код двери подъезда или встречайте бригаду лично, ведь иначе мы к больному не попадём. Та же просьба к гражданам, проживающим в частных домах, — если вызвали скорую, постарайтесь встретить нас, чтобы не проехали мимо (номера есть не на всех домах) и проследите, чтобы не напали собаки во дворе, к сожалению, таких случаев было немало.
Расскажите о своём коллективе.
Коллектив у нас большой — только в городском отделении скорой помощи работают 30 человек, а ещё есть 4 филиала в сёлах: Александрия, Бурлацкое, Сотниковское и в пос. Ставропольском. Все — и фельдшера, и водители — грамотные, квалифицированные специалисты, готовые оказать экстренную и неотложную помощь в любой ситуации.
В преддверии нашего профессионального праздника хочу поздравить коллег и пожелать им терпения, стойкости, благополучия и спокойных дежурств, а всем жителям района, конечно, — здоровья.
Беседовала
Наталья НЕТКАЧЕВА