От Горбунихи до капсуровой горы


Село Благодарное, ставшее составной частью Азово-Моздокской оборонительной линии, отстояло по прямой на расстоянии 110 вёрст от крепости Ставрополь. На место сторожевого редута или поста, огороженного каменною стеною и укреплённого окопами,

по распоряжению правительства было водворено около 20 семей отставных семейных солдат.

Позже населили село  Благодарное выходцы из Рязанской, Воронежской, Курской, Тамбовской и других губерний центральной России и Малороссии. Среди них были и мои       предки — потомственные хлеборобы Колябины.

По предписанию Ставропольской палаты госимуществ от 28 января 1843 года № 613, семья Кандратия Колябина из Рязанской губернии селения Пощупово была причислена к селу Благодарному.

Согласно ревизской сказке от 16 июня 1850 года, составленной под руководством волостного главы села Благодарного Абухова волостным писарем Уваровым, в селе Благодарном проживали Кондратий Васильев, он же Калябин 44 лет, его жена Прасковья Ивановна — 43 года, сыновья Трифон 17 лет, Григорий 14 лет, Николай 8 лет, Григорий 5 лет, дочь Дарья 12 лет, пасынок Иван Сергеевич 18 лет и его жена Мария Евтеевна.

Тяготы крестьянского труда не пугали потомственных землепашцев. Издавна жители села принадлежали к сословию государственных крестьян, не знали крепостных порядков и были вольными хлеборобами. Хлебопашество обеспечивало все их домашние и хозяйственные потребности. С утра допоздна трудилась семья Колябиных на земле и жизнь их проходила в крестьянском труде.

Улица на левом берегу реки Буйволы, где проживали мои предки, ныне названа в честь В.И.Чапаева, а до этого она носила имя С.М.Будённого. Изначально это был пустырь за сельским кладбищем. Здесь обильно произрастал бурьян и  хозяева подворий с улицы Почтовой пасли скот. В простонародье за этим местом закрепилось наименование Маныч. Со временем селяне построили на пустыре новые добротные дома и появилась ещё одна новая улица в селе Благодарном.

Эти жилища составляли гордость хозяев. Толщина стен дома Якова Колябина достигала 50-60 см, перекрыт он был черепицей, на окнах — резные наличники и ставни. Огромная русская печь отапливала дом. На ней хранили хлеб, а холодными зимними вечерами там прятались дети. Многие годы спустя и мы с братом Геннадием удостаивались чести посидеть на этой старинной печи.

Деревянные балки перекрытий дома были окрашены голубой краской, а потолок помазан глиной с половой и побелен. В большом коридоре на вешалке хранилась верхняя одежда и обувь. Дверь из этого помещения выходила на крыльцо. На крыльце по вечерам после работы можно было отдохнуть и выслушать уличные новости.

Благодарненцы с утра до ночи работали на полях, выращивая хлеб, содержали в каждом подворье домашнюю скотину. По переписи хозяев села Благодарного в 1916 году во дворе Якова Трифоновича Колябина значилось 5 коров, 7 овец и 3 лошади.

Примечательно, что в селе Благодарном наряду с официальными фамилиями «имели хождения» уличные прозвища, которые служили для быстрой идентификации человека. Ведь в то далёкое время в деревнях и сёлах зачастую жили носители одинаковых фамилий. У русских крестьян в большинстве случаев  фамилии появились только после отмены крепостного права в 1861 году. И нередко ещё долгие годы в обиходе использовались уличные прозвища.

Это удивительно, но почти каждая благодарненская семья имела такие прозвища. Так, Алаторцевых звали Балалайкины, Рязанцевых — Холодковы, Макаровых — Фандеевы, Сущенко — Самарины, Ефимовых — Бануховы, Федориных — Малаховы, Ефимовых — Есины, Перепелициных — Потапкины, Мартыновых — Багиновы, Захаровых — Морковкины, Кулешовых — Якухины, Ефремовых — Початкины, Ефремовых — Потряхайловы, Оболенских — Кадычковы, Гудковых — Борисковы, Николаевых — Политкины, Макаровых — Свирины, Приходько — Дорышевы,  Кремневых — Субботины, Дружининых — Лобановы, Бородиных — Молодкины, Забниных — Радимахины, Милосердовых — Крюковы, Булгаковых — Орешины, Маслитовы, Савельевых — Мастеровы, Носиковы, Пузиковых — Лунины, Колябиных — Юхины.

Как они возникали? Когда-то жарким летом 1847 года переселенцы ехали на Кавказ из Тамбовской губернии, а у семьи Рязанцевых оказался полог и к ним ходили «на холодок». Вот так они и стали Холодковы. До сих пор  некоторые прозвища в ходу у жителей города. Ещё одна важная деталь — в селе Благодарном все жители были близкими или дальними родственниками, между ними существовали очень тесные родственные связи.

Зачастую и переулки в селе назывались по прозвищам. Петушков переулок (ныне Северный) звался по имени бабки Петушихи, жившей здесь в мазаной хате. Были Жучков (ныне Фрунзе) и Багинов (ныне Куйбышева), Голев переулок (Перекопский бой) получил своё название по имени деда, жившего там.

Благодарненцы давали имена и местам в округе села. Холм на востоке при въезде в село называли Горбуновой горой, а на западной окраине — Капсуровой.

На западной окраине села 3 колодца называли «Свирины колодцы».

Трудолюбивой и многочисленной была семья Луценко — Мандрускиных. Отсюда хутор с родником со стороны села Александрии прозвали — Мандрыки.

За магазинами напрочь закрепились названия Кузьмич и Маркович, а школы звались Боробина, Забнина и Жучкова. Да и сами названия улиц были просты и понятны: Широкая, Почтовая, Мостовая, Шоссейная…

Новая власть дала сельским улочкам звучные имена, которые сохранились и поныне — Советская, Ленина, Октябрьский, Первомайская…  И это вызывает определённую грусть и сожаление.

На Багиновом переулке вместе с семьёй жил Михаил Колябин, по-уличному — Юха. Он прославился как знаменитый кулачник. Кулачные бои устраивались зимой в селе Благодарном в период святок, на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужчинам показать перед всеми удаль и молодечество.

На берегах речки Буйволы после службы в церкви собирались многочисленные зеваки. С улицы Подгорной и Золотого колодца приходили молодцы-удальцы помериться силой с парнями с улицы Почтовой, Багинова и Жучкова переулков. На льду замерзшей реки Буйволы  проходили бои стенка на стенку. Вначале дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые.

Имена героев этих лихих  забав сохранились в памяти народа до наших дней. Колябин Михаил — Юха, невысокого роста с быстрым ударом, Малкин Трофим — огромного роста и неутомимый в бою, быстрый и ловкий Василий Дмитриевич Гончаров были мастерами кулачных боёв и сражались в одной стенке.

Владимир КОЛЯБИН