Плюсы и минусы «школы поколений»


В редакцию «Благодарненских вестей» обратилась жительница Благодарненского района А.Н. Миронова с просьбой: — С большим интересом читаю рубрику «Советы психолога», многое беру на заметку. Очень хотелось бы увидеть в ней материал на тему: «Роль бабушки в воспитании ребёнка». Мы со свекровью иногда спорим по данному вопросу и не можем прийти к компромиссу. Мне кажется, слишком баловать ребёнка и во всём ему потакать — неправильно и в итоге это очень плохо скажется на его самостоятельности и самооценке.

Надеюсь услышать по этому поводу мнение специалиста.

Консультирует педагог — психолог СОШ №15 Людмила Викторовна Чемарова:

— С давних времён так повелось, что бабушка и дедушка в любой семье занимают положение «стар­ших родителей». Как правило, они пользуются уважением, к их мнению прислушиваются. Отношения бабу­шек и дедушек с внуками практически всегда бывают близкими и тёплыми. В то время как родители проявляют к детям строгость, стараются не давать им «много воли», наказывают за про­винности, бабушки и дедушки обычно проявляют ласку и заботу по отноше­нию к внукам, часто закрывают гла­за на их шалости и проказы, проща­ют мелкие проступки, утешают в горе­стях. В дальнейшем даже взрослые внуки видят в бабушке или дедушке своих утешителей.

Взаимная поддержка родите­лей ребёнка и близких родственни­ков, которыми являются бабушки и дедушки, согласованность их дей­ствий положительно воздействуют на воспитательный процесс. Они, эти действия, в первую очередь на­правлены на снижение эмоциональ­ного стресса ребёнка в любой жиз­ненной ситуации (проблемы с учё­бой, нарушение здоровья, отсут­ствие взаимопонимания со свер­стниками, влюблённость и т.д.).

Личная поддержка повышает на­строение ребёнка и его самооценоч­ный уровень. Кроме того, родители и близкие родственники прямо воз­действуют на поведение друг дру­га, подавая сыну или дочери пример эффективного вмешательства, ког­да берут на себя часть забот по вос­питанию своего любимого чада.

Нельзя не сказать о помощи, кото­рую оказывают бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда мама и папа по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, по­могая им снять напряжение и пере­грузки. Бабушки и дедушки расши­ряют социальный кругозор ребёнка, который, благодаря им, выходит из тесных семейных рамок и приобре­тает непосредственный опыт обще­ния со старшими людьми. А у роди­телей, особенно молодых (в возрасте от 20 до 30 лет), получающих такую поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожела­тельны, лучше заботятся о детях.

Следовательно, роль близких родственников в воспитании ребён­ка, бесспорно, важна и довольно значительна. Однако не всегда она только положительна.

Трудности, связанные с влияни­ем на детей бабушек и дедушек, ко­нечно, в каждой семье бывают раз­ными. Многое зависит от близости отношений (совместное или отдель­ное проживание), от «возраста» са­мой семьи (самым серьёзным яв­ляется период начального приспо­собления), от того, чьи это родите­ли (матери или отца), от социальной зрелости родителей и от многих дру­гих обстоятельств.

Нередко многие бабушки и дедуш­ки, действительно, «портят» детей из­лишней снисходительностью, чрез­мерным вниманием, тем, что испол­няют каждое желание ребёнка, за­даривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребён­ку делать то, что запретили мама и папа. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребёнка. Иногда ба­бушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, во всё вмешива­ются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают порой решаю­щее воздействие на внука, однако от­ветственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идёт не так, они обвиняют в этом родителей.

Неосознанные поступки некото­рых бабушек в соперничестве с до­черью или невесткой состоят в том, чтобы быть лучшей, более успеш­ной «матерью» своим внукам. В этом случае идёт поиск ошибок и промахов родителей ребёнка, а все успехи в воспитании приписывают­ся ими себе, хотя иногда и возника­ет чувство вины и раскаяния за не­примиримость по отношению к соб­ственным взрослым детям.

Негативные последствия тако­го «активного» вмешательства за­ключаются в том, что внуки замеча­ют конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо ви­нят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо эгоистиче­ски используют противоречия их по­зиций для исполнения собственных амбиций и желаний. В одном и в дру­гом случае авторитет взрослых в гла­зах ребёнка считается утерянным. А затем, как правило, в своей взрослой жизни дети в своих промахах и неу­дачах винят слишком уступчивых, с их точки зрения, родителей или же самих бабушек за их активное вме­шательство во внутреннее дело се­мьи, а дедушек за их нежелание это вмешательство остановить.

Однако в любом случае совмест­ное сосуществование поколений яв­ляется школой личной зрелости ре­бёнка, иногда суровой и трагиче­ской, а иногда — приносящей ра­дость, обогащающей взаимоотно­шения людей. Больше, чем где бы то ни было, дети здесь учатся вза­имопониманию, взаимной терпи­мости, уважению и любви. И та се­мья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со стар­шим поколением и наладить гармо­ничное взаимодействие, даёт детям много ценного для их общественно­го, эмоционального, нравственного и психического развития.

plyusy