В редакцию «Благодарненских вестей» обратилась жительница Благодарненского района А.Н. Миронова с просьбой: — С большим интересом читаю рубрику «Советы психолога», многое беру на заметку. Очень хотелось бы увидеть в ней материал на тему: «Роль бабушки в воспитании ребёнка». Мы со свекровью иногда спорим по данному вопросу и не можем прийти к компромиссу. Мне кажется, слишком баловать ребёнка и во всём ему потакать — неправильно и в итоге это очень плохо скажется на его самостоятельности и самооценке.
Надеюсь услышать по этому поводу мнение специалиста.
Консультирует педагог — психолог СОШ №15 Людмила Викторовна Чемарова:
— С давних времён так повелось, что бабушка и дедушка в любой семье занимают положение «старших родителей». Как правило, они пользуются уважением, к их мнению прислушиваются. Отношения бабушек и дедушек с внуками практически всегда бывают близкими и тёплыми. В то время как родители проявляют к детям строгость, стараются не давать им «много воли», наказывают за провинности, бабушки и дедушки обычно проявляют ласку и заботу по отношению к внукам, часто закрывают глаза на их шалости и проказы, прощают мелкие проступки, утешают в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видят в бабушке или дедушке своих утешителей.
Взаимная поддержка родителей ребёнка и близких родственников, которыми являются бабушки и дедушки, согласованность их действий положительно воздействуют на воспитательный процесс. Они, эти действия, в первую очередь направлены на снижение эмоционального стресса ребёнка в любой жизненной ситуации (проблемы с учёбой, нарушение здоровья, отсутствие взаимопонимания со сверстниками, влюблённость и т.д.).
Личная поддержка повышает настроение ребёнка и его самооценочный уровень. Кроме того, родители и близкие родственники прямо воздействуют на поведение друг друга, подавая сыну или дочери пример эффективного вмешательства, когда берут на себя часть забот по воспитанию своего любимого чада.
Нельзя не сказать о помощи, которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда мама и папа по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребёнка, который, благодаря им, выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. А у родителей, особенно молодых (в возрасте от 20 до 30 лет), получающих такую поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях.
Следовательно, роль близких родственников в воспитании ребёнка, бесспорно, важна и довольно значительна. Однако не всегда она только положительна.
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными. Многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от «возраста» самой семьи (самым серьёзным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости родителей и от многих других обстоятельств.
Нередко многие бабушки и дедушки, действительно, «портят» детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребёнка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребёнку делать то, что запретили мама и папа. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребёнка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, во всё вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают порой решающее воздействие на внука, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идёт не так, они обвиняют в этом родителей.
Неосознанные поступки некоторых бабушек в соперничестве с дочерью или невесткой состоят в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» своим внукам. В этом случае идёт поиск ошибок и промахов родителей ребёнка, а все успехи в воспитании приписываются ими себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям.
Негативные последствия такого «активного» вмешательства заключаются в том, что внуки замечают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо эгоистически используют противоречия их позиций для исполнения собственных амбиций и желаний. В одном и в другом случае авторитет взрослых в глазах ребёнка считается утерянным. А затем, как правило, в своей взрослой жизни дети в своих промахах и неудачах винят слишком уступчивых, с их точки зрения, родителей или же самих бабушек за их активное вмешательство во внутреннее дело семьи, а дедушек за их нежелание это вмешательство остановить.
Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости ребёнка, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, чем где бы то ни было, дети здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением и наладить гармоничное взаимодействие, даёт детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.