Помним, гордимся, чтим…


9 июня исполнилось полгода с того дня, когда ушёл из жизни Василий Власович Головань, инвалид Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры Российской Федерации, уважаемый в городе Благодарном и Благодарненском районе человек. Ему было 90 лет.

На долю Василия Власовича выпали серьёзные жизненные испытания, главное из которых — война, жестокая и кровопролитная, не щадящая ни детей, ни женщин, ни стариков. Но он с честью  выдержал всё, что уготовила ему судьба, став примером настоящего человека и гражданина своей страны для многих поколений благодарненцев.

Родился В.В.Головань в 1925 году в  Арзгире в семье крестьянина-середняка. Учился в сельской школе, строил планы на мирную жизнь, но грянула война, изменившая многие человеческие судьбы. Когда пришло его время встать на защиту Родины, он, как и многие его сверстники, без раздумий отправился на фронт бить вероломного врага.

Уже после войны Василий Власович делился своими воспоминаниями о тех суровых годах в статье «А над Балатоном стоял ад», посвящённой 65-летию Великой Победы советского народа над фашизмом во Второй мировой войне 1941-1945 годов:

— Мне не было ещё и шестнадцати, когда началась Великая Отечественная война. И мы, тогдашние старшеклассники, встречаясь друг с другом, с сожалением говорили, что не сможем попасть на фронт, что фашистов скоро разобьют без нашего участия. Никто не мог даже подумать о затяжной войне.

А первая военная зима выдалась суровой. Она запомнилась трескучими морозами и снежными метелями. В ту пору многие сельские жители были мобилизованы на оборонные работы. В районе Минеральных Вод возводились дзоты, рылись противотанковые рвы. Там, работая по 16 часов в сутки, я понял, что всем нам предстоит вынести самые тяжкие испытания в битве с фашизмом. Горько было сознавать, что созданные военные укрепления не помогли сдержать вторжения вражеских войск на Северный Кавказ.

И всё-таки успели заблаговременно эвакуировать в Закавказье скот, ценное оборудование предприятий. В одном из эшелонов ехал в Махачкалу коллектив Георгиевской ФЗО, курсантом которой состоял и я. Потом на пароходе мы добрались до Астрахани. Оттуда весь состав школы доставили на Урал. К тому времени немецкие войска оккупировали почти весь Ставропольский край. На целый год мы потеряли связь с родными местами.

Наконец, наступил тот долгожданный день, когда меня призвали в армию. Это было 17 февраля 1943 года в городе Уфе. «Теперь скоро попаду     на передовую», — мечтал я. Все мы, молодые, рвались на фронт, чтобы отомстить гитлеровским захватчикам за порушенные города и сёла, отстоять честь и свободу Родины. В ту суровую годину высочайший патриотизм народа проявлялся как в тылу, так и на полях сражений. Этому особенно способствовала победная битва Красной Армии под Сталинградом.

После неё наступил решительный перелом в войне. Страна и её армия получили возможность накапливать силы для окончательного и полного разгрома врага. Это чувствовалось во всём. Формировались всё новые войсковые соединения, поступали в войска более современная техника и вооружение, накапливались стратегические резервы. Именно в этот период в Подмосковье создавалась отдельная гвардейская воздушно-десантная армия, которая была включена в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Преодолевая большие физические и моральные нагрузки, воины приобретали такие замечательные качества, как смелость, стойкость, мужество и отвагу. Именно это помогло совершенствовать боевую выучку, что пригодилось в решающих битвах с врагом.

В 322-м гвардейском парашютно-десантном полку я прослужил более шести лет, с ним прошёл дорогами войны весь свой боевой путь. Начался он в Венгрии, у озера Балатон, а закончился в Чехословакии, под Прагой.

Особенно жестокие бои в ту пору шли юго-западнее Будапешта, у озера Балатон. Там немцы сосредоточили несколько пехотных корпусов и одиннадцать танковых дивизий. В сражениях по их разгрому участвовали соединения Второго и Третьего Украинских фронтов. Операция началась в первых числах марта и завершилась 13 апреля 1945 года взятием Вены.

Не смолкая, гремела артиллерийская канонада. Ночью над всей полосой фронта стояло зарево. Это был кромешный ад. Особенно упорное сопротивление врага наш полк встретил в первые дни боёв за город Варполота. Немецкие танки то в одном, то в другом месте вклинивались в наши боевые порядки. Под угрозой окружения оказался штаб полка. На его выручку были привлечены все бойцы тыловых подразделений, даже музыканты духового оркестра. И как знать, что могло произойти, если бы в самый критический момент не подоспели наши «тридцатьчетвёрки». Враг был отброшен. Наступило затишье, слышались лишь стоны раненых да треск догоравших танков. Мне повезло, отделался контузией и уже через три дня был снова в строю.

Фронт придвинулся к Альпам на территории Австрии, начались ожесточённые бои на подступах к Вене.

Наш полк сходу атаковал станцию Зоммеринг. Первый батальон, который обеспечивал связь со штабом полка наше отделение связистов, был встречен залпами батарей шестиствольных миномётов врага. На фронте их окрестили «ванюшами». Минными осколками то и дело обрывало телефонную линию. «Связь, давайте мне связь», — требовал командир батальона. То перебежками, то ползком мы устремились туда, где рвались снаряды, чтобы найти оборванные концы кабеля и соединить их — восстановить связь со штабом полка.

— Требую огня, — приказывает по телефону комбат. — Из-за вокзала бьют миномёты. Разнести их в пух и прах, — кричит он в трубку. И вот уже гремят залпы «катюш», огненные стрелы впиваются в здание депо, поражают семафор.

— Вперёд, вперёд! — слышу я голос комбата.

И в этот миг где-то совсем рядом рвануло так, что горячей взрывной волной меня сшибло с ног. Зазвенело в ушах, и я потерял сознание. Пришёл в себя, когда железнодорожная станция была уже взята. Перевязывая меня, санитар сказал:

— У тебя касательное ранение в голову, а в левом бедре осколок. Отправим тебя в медсанбат.

— Нет, — говорю ему, — в полку буду лечиться.

Через неделю, когда бинты сняли, я снова оказался на передовой.

У озера Балатон и на подступах к австрийской столице полностью разгромили мощную танковую группировку немцев. В ходе этой военной операции наши войска полностью освободили от врага территорию Австрии и Венгрии, взяли в плен 130 тысяч солдат и офицеров вермахта, уничтожили и захватили много техники и военного снаряжения.

Овладев Веной, советские войска преследовали беспорядочно отступавшего противника. А 8 мая нам сообщили о капитуляции Германии.

В тот день полк отдыхал. Все спали мертвецким сном. И вдруг нас разбудила беспрерывная стрельба. Это строчили из автоматов связисты, дежурившие на коммутаторе, их поддержали солдаты боевого охранения.

«Победа! Победа!» — раздавались ликующие крики. Все были крайне возбуждены, бросали вверх пилотки, обнимались. Ведь наступил тот день, к которому мы так долго шли кровавыми дорогами войны. Наступил День Мира, День Победы. Об этом извещали  мир солдатские салюты.

Однако наша радость была несколько омрачена. Пришёл приказ выступить на помощь восставшей Праге. День и ночь двигались военные колонны автострадами и напрямую по просёлочным дорогам, сокращая путь к чехословацкой столице. Война для нас продолжалась: встречались недобитые отряды фашистов, с которыми приходилось вступать в бой.

До Праги оставалось несколько километров, когда пришло известие о том, что немцев оттуда вышибли. Наш полк вступил в небольшой городок Тржебонь. С восторгом, хлебом-солью, яркими весенними цветами встречали чехи советских воинов-освободителей. Мы были счастливы вдвойне: наконец-то война закончилась и вся жизнь была ещё впереди.

Домой фронтовик вернулся героем. Его грудь украшали боевые награды — символы воинской доблести и отваги: медали «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», орден Отечественной войны II степени и др.

После войны Василий Власович работал в Арзгирской типографии. Потом его направили учиться в Ленинградскую высшую партийную школу на факультет журналистики. Спустя четыре года новоиспечённый журналист был направлен в село Благодарное и вплоть до 1979 года трудился собственным корреспондентом газеты «Ставропольская правда». С 1979 по 1985 годы В.В. Головань работал на различных должностях в редакции районной газеты «Ленинское знамя». Был заведующим партийным отделом, ответственным секретарём, заместителем главного редактора. За многолетний добросовестный труд награждён нагрудными знаками «Отличник печати», «Активный работник печати», ему присвоено звание «Ветеран труда».

Все, кто работал вместе с Василием Власовичем, знали его, семью, скорбят вместе с ними и хранят светлую память об этом замечательном человеке.

Помним гордимся чтим

Подготовил Вячеслав САДИЛОВ

Фото Евгения ИВАНОВА