Дистанционная торговля — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.
В Российской Федерации дистанционная торговля регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров дистанционным способом (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 года №612) и другими нормативными актами.
Так как покупатель не имеет возможности непосредственно расспросить продавца о товаре, ему нужно предоставить максимум необходимой информации ещё до покупки. Продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Продавец должен до заключения договора предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, месте нахождения продавца, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, цене, условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, порядке оплаты товара, сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Продавец в момент доставки товара обязан сообщить покупателю в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров — на русском языке): наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения о подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путём нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нём устранялся недостаток (недостатки), покупатель должен быть проинформирован об этом.
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
При обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же марки; замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.
Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать: адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара; режим работы продавца; максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращён продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил продажи товаров дистанционным способом (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 года №612); предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Оплата товара покупателем путём перевода средств на счёт третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
При заказе товаров дистанционным способом знайте и защищайте свои права!
Ольга КРИВОРУЧКО,
начальник ТОУ ФС по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
по СК в Благодарненском районе