В редакцию «БВ» поступил вопрос от мамы двухгодовалого малыша Л.И. Кулёвой:
— В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?
Что делать, если в два года этого ещё не произошло?
Отвечает логопед Благодарненского социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних «Гармония» Татьяна Михайловна Бажухина.
Хочется обратить внимание родителей детей «молчунов» на 10 основных известных причин речевой задержки.
Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки), возникают проблемы и с речью.
Невостребованность речи. Если с ребёнком никто не разговаривает, или, наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребность в речи.
Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребёнок не успевает понять суть и выделить отдельные слова, поэтому выбирает позицию молчания.
Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесённые внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
Завышенные требования к ребёнку, настойчивое желание немедленного повторения им речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
Алкоголизм родителей.
Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!
Родителям следует насторожиться если:
К 8 месяцам ребёнок не пытается активно «гулить», следить за губами взрослого и подражать ему.
Ребёнок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
У малыша к 1,5 годам имеются трудности с сосанием и жеванием пищи, он давится даже маленьким кусочком.
В 1,5 года ребёнок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).
В 1,5 — 2 года ребёнок не понимает простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
В возрасте 2-3 лет не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдём гулять, давай играть и т.д.)
В 3 — 4 года ребёнок не произносит предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошёл на работу, я иду гулять).
В 3 года ребёнок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот — очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
В 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьёзный повод обратиться к специалисту. К 4 годам большинство звуков должно произноситься правильно.
Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов, это тоже повод для визита в медицинское учреждение.
Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, исчезнут сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребёнка за успехи, произносите слова чётко и без скороговорки.
Активно играйте с малышом в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребёнком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? — Вот! Как сказала собачка? — Гав-гав!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребёнок не отвечает, повторяйте всё сначала.
Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь! А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.
Подготовила
Наталья НЕТКАЧЕВА