Работы много, а денег нет


 

На страничке газеты в «Одноклассниках» мы стараемся регулярно обновлять статусы и проводить актуальные опросы. Самое большое количество комментариев обычно собирают темы, касающиеся трудоустройства, видимо, как самые наболевшие. В основном граждане жалуются на то,

что в районе сложно найти достойную работу. Многие, особенно жители сельской местности, в поисках заработка уезжают в другие регионы.

Но, по данным центра занятости населения Благодарненского района, уровень безработицы у нас очень низкий — всего 0,8 процента.

Работа есть

Сотрудники центра уверены — работа в районе есть: в течение года было заявлено около двух ты­сяч вакансий от 202 работодателей. Однако с оплатой труда выше про­житочного минимума, который для трудоспособного населения у нас сейчас составляет 8 686 рублей в месяц, предлагалось чуть боль­ше 600 вариантов. Так что пробле­ма не в недостатке рабочих мест, а в уровне заработной платы. Кто хо­чет трудиться, тот без работы не останется: из 1 493 человек, обра­тившихся в ЦЗН за помощью в теку­щем году, 960 были трудоустроены.

Правда, в основном речь идёт о неквалифицированном труде, где не требуется специальное и тем более высшее образование — таких вакан­сий было около 1 500. А вот, напри­мер, экологу и инженеру-технологу пищевой промышленности в Благо­дарненском районе работу по спе­циальности найти практически не­возможно.

Большую часть вакансий по-прежнему даёт ЗАО «Ставрополь­ский бройлер» — за год от них было заявлено почти 600 вакансий. В дан­ный момент предприятию требуют­ся: грузчики, укладчики-упаковщи­ки, водители, слесари-ремонтники, электромонтёры, механики, опера­торы электронно-вычислительных машин и др. Зарплата указана не­плохая — от 22 тысяч рублей и выше. Но из-за большой текучести кадров вакансии обновляются часто и ра­бочие руки требуются постоянно: видимо, тяжёлый физический труд и плотный график подходят далеко не всем.

В другие учреждения, предприя­тия и организации района требуются: повара и уборщики производствен­ных помещений (зарплата 7 500 и 7 752); продавцы-консультанты (9 500 и 9 050); заведующий гаражом (16 500); тракторист (от 8 900 до 10 000); про­граммист (11 060); музыкальный ру­ководитель (7 500); логопед (18 120); слесарь по ремонту автомобилей (30 000), токарь (от 25 000); электромон­тёр линейных сооружений (11 490); электрогазосварщик (от 15 до 20 ты­сяч рублей); педагог-психолог (от 18 120 до 19 000), специалист по соци­альной работе (12 500); инженер и юрисконсульт в бюджетные учреж­дения (7 500); контролёр-кассир (10 000); водитель (8 400); товаровед (10 560) ; почтальон (8 430); воспитатель (9 249); операторы заправочных стан­ций (9 446); врачи разных специаль­ностей (от 9 958 до 25 000), акушерки (7 500-10 000) и т.д.

Живём или выживаем?

Даже на примере такого неболь­шого среза видно, что уровень зара­ботной платы особенно в бюджет­ных учреждениях оставляет желать лучшего. Неудивительно, что так сложно найти персонал в ту же больницу, если врач без опыта ра­боты вынужден довольствоваться скромным окладом да небольшими стимулирующими, что доплачивают молодым специалистам.

А как прожить на 7 500 в месяц (минимальный размер оплаты тру­да), что получают кухонные рабо­чие, обслуживающий персонал и некоторые работники детских са­дов, школ и других учреждений? В итоге на эти незавидные должности идут в основном пенсионеры либо совсем не находится желающих и в коллективе складывается нехватка кадров.

В общем, говорить, что работы в районе нет, действительно, нель­зя. Точнее будет сказать — нет вы­сокооплачиваемой работы, такой, что позволила бы среднестатисти­ческому благодарненцу зарабаты­вать на жизнь, а не на существо­вание.

Ведь в сложившейся ситуации, когда цены и налоги растут, а зар­плата остаётся прежней, большин­ство жителей района вынуждено просто сводить концы с концами: кто-то уезжает в другие регионы, кто-то подрабатывает сразу в не­скольких местах, многие держат хозяйство, а кто-то рискует и от­крывает собственное дело, чтобы не зависеть от милости работода­теля.

Своё дело

Да, не всем удаётся удержать­ся на плаву, тем не менее в данный момент в районе зарегистрировано 1 627 индивидуальных предприни­мателей. Кстати, некоторым из них открыть своё дело помогли именно в центре занятости, оказав единов­ременную финансовую помощь при регистрации в качестве ИП. Деньги там выделяются небольшие — всего 63 тысячи рублей, а раньше сумма была ещё меньше.

— Казалось бы, для старта этого мало, но при желании «стать на ноги» можно даже с такой небольшой точкой опоры, — уверена Зинаида Михайловна Гвоздева, по­лучившая такую помощь одной из первых.

Чтобы не быть голословными, в социальных сетях мы провели тематический опрос и попросили граждан поделиться своим опытом трудоустройства и мнением по данному вопросу.

Александр М.:

— Я житель Благодарненского района, но нормаль­ной работы у нас нет, а за ту, что предлагают, — пла­тят копейки, поэтому с 2003 года работаю в г. Став­рополе. Пробовал трудоустроиться в Московской области — нас там не ждут.

Дмитрий Д.:

— Живу в Благодарном, а работаю в Будённовске, потому что нужна стабильность в зарплате.

Павел Д.:

— Дома работы нет. Только сфера торговли и про­цветает. Скоро магазинов будет больше, чем людей. Сам работаю в Ставрополе и даже по специальности.

Елена Д.:

— Мой сын закончил колледж, вернулся на малую родину, но нормальной работы по профессии не на­шёл, ведь зарплата 7 000 — это несерьёзно. После Но­вого года собирается уезжать в Ставрополь.

Ольга М.:

— Работу найти в Благодарном можно, но вот ка­кую? Это либо на птицекомбинате, где люди теряют здоровье, либо в магазинах, где приходится работать на одни недостачи. Есть ещё образовательные и ме­дицинские учреждения, в которых зарплата устраи­вает далеко не всех, потому что помимо расходов на необходимые нужды люди оплачивают налоги, услу­ги, кредиты, строительство, ремонты, детские сады и т.д. А деваться некуда — жалуемся, но работаем.

Ольга Л.:

— Работаю по специальности в детском саду, со­вмещаю две должности. Муж тоже трудоустроен, расходы у нас скромные, но денег всё равно не хва­тает: зарплата за ростом цен не поспевает.

Галина К.:

— Кто хочет, тот везде найдёт работу: у нас нет бога­тых и бедных, а есть ленивые и работящие.

Любовь Х.:

— В нашем районе сложно найти работу, но семей­ному человеку уезжать на заработки в другие города — тоже не выход, ведь это уже не полноценная семья.

Анна Г.:

— Мой муж держит небольшой магазинчик, я ему по­могаю, так как нахожусь в отпуске по уходу за ребён­ком до трёх лет. У нас три сына, вот так скромно и вы­живаем.

Ольга Ч.:

— Меня раздражает, что пенсионеры занимают ме­ста, а молодёжи работать негде, особенно в сельской местности.

Валерий Е.:

— Первый вопрос, который задаёт молодёжь, при­ходя трудоустраиваться: «Сколько платить будете?» Условиями работы не интересуются, должностные обязанности не спрашивают, и как работать умеют, не показывают, но зарплату давай, плати. А пенсио­неры имеют опыт, уже показали, как умеют работать и ответственность у них не то, что у молодых, кото­рые хотят всё и сразу.

Галина С.:

— Мой сын два месяца назад окончил колледж экономики и управления «Бизнестранс», работу по специальности не нашёл. В итоге пришлось брать кредит и покупать грузовую иномарку. Теперь он с ра­ботой и с огромным кредитом.

Владимир К.:

— Я пенсионер, работаю на трёх работах, правда, зарплату забывают платить. Так что могу уступить место молодым. Только вряд ли среди них найдутся желающие получать такие копейки.

Наталья Ф.:

— Хорошую работу найти очень трудно, за прилав­ками до ночи и за копейки стоять надоело. Хотелось бы на какое-нибудь предприятие устроиться, что­бы, хоть по вечерам, быть дома и видеть, как растут дети. А кто-нибудь может объяснить, почему от нас все крупные организации перевели в другие районы?

Елена П.:

— Работаю на мясокомбинате. Работа нравится. Зарплату и аванс платят, мясо дают. Кому работа, действительно, нужна, те «вкалывают», а не жалу­ются.

Большая часть комментариев наполнена негативом и горечью от того, что из-за низкого уровня за­работной платы наши возможности очень далеки от наших желаний.

Благодарненцы задаются вопро­сом об оптимизации: почему у нас в районе остаются только филиалы, а головные офисы большинства предприятий и учреждений теперь в других городах? Чем мы хуже? Поднимаются и другие вопросы, не имеющие ответа на местном уров­не, потому что в них затрагивают­ся проблемы федерального мас­штаба.

А лично мне при подготовке дан­ного материала вспомнилась не­ловкая попытка объяснить ребёнку, почему слово «работа» является словарным и его нельзя проверить с помощью слова «раб»? А, дей­ствительно, почему? Да, сравни­вать эти понятия считается некор­ректным и неправильным, но при минимальном размере оплаты тру­да 7 500, по-прежнему не дотя­гивающем даже до прожиточного минимума, невольно возникают ас­социации…

Подготовила Наталья НЕТКАЧЕВА

Фото Евгения ИВАНОВА