«СОЗИЖДИ МИР В ДУШЕ ТВОЕЙ»


Через несколько дней мы вступим в дни Христова Рождества, когда не просто вспоминаем, но празднуем великую Божественную тайну. Богу было угодно стать человеком, стать одним из нас, разделить с нами нашу простую человеческую жизнь с её радостями и скорбями, любовью и предательством, с дружбой и коварством, с успехами и поражениями.

Бог возжелал войти в нашу человече­скую жизнь, до кон­ца испив чашу не­справедливости, зависти, жестоко­сти, осуждения, предательства. Вхождение Сына Божия в мир есть Его добровольное умаление Себя до готовности снизойти до мучи­тельной позорной «смерти, и смер­ти крестной» (Флп. 2:8). Тем самым Богочеловеком Христом от лица че­ловечества была принесена иску­пительная жертва Богу Вседержи­телю. А через это человечество, отвергшее Бога в своём грехопаде­нии, вновь обретает возможность единства со своим Творцом.

Бог рождается во плоти, чтобы явить Свою любовь людям и по­мочь обрести полноту бытия всяко­му человеку, желающему услышать Его призыв. Он пришёл на землю, чтобы всех нас спасти, то есть, да­ровать каждому из нас Свой Боже­ственный мир. И человеческий род, в конце концов, осознав особую важность этого Божественного акта, открыл для себя новую эру своего бытия и увековечил это пришествие Христа новым летоисчислением.

Вот уже 2014 лет нас отделяет от того мирового события. И удиви­тельно, что за все эти два тысяче­летия никогда не пресекалась тра­диция празднования Рождества Христова. Не было ни одного года, чтобы христиане не празднова­ли это событие. И верим, и знаем, что эта традиция никогда не пресе­чётся, что до конца истории будет праздноваться Рождество Христо­во. Потому что иначе быть не мо­жет, ибо Рождество Христово — это центральное событие человеческой истории.

Нет ничего более важного, чем пришествие в мир Господа. Кто-то спросит, почему? Да потому, что в личности Иисуса Христа весь че­ловеческий род вошёл в реаль­ное соприкосновение с непости­жимым, великим Богом, Творцом вселенной.

Это соприкосновение дало та­кой мощный импульс духовно­му развитию человечества, что до сих пор мы питаемся силой этого импульса и будем всегда питать­ся до скончания века. И мы знаем, как с пришествием Христа Спаси­теля изменился мир, какие огром­ные творческие энергии высвобо­дило это евангельское послание, обращённое к людям, как измени­лось лицо человеческой цивилиза­ции. И для того чтобы продолжа­лось так и далее, для того чтобы поступательно развивалась исто­рия, для того чтобы не было обры­вов, разрушений, разрывов истори­ческой ткани, мы должны хранить веру, хранить её в своих сердцах, в своих делах.

Наступивший год объявлен го­дом культуры. Огромный пласт на­шей российской культуры зиждет­ся на христианских ценностях. Мы должны и впредь то, что дал нам Христос, актуализировать в каж­дый исторический момент времени, и тогда у нас будет надежда на бу­дущее. Как мне кажется, всем нам сегодня не хватает культуры жизни в современном сообществе, не хва­тает мирного духа.

Сегодня многие из нас пытаются убедить себя в том, что он и толь­ко он мерило истины, что у каждо­го своя правда, и каждый сам опре­деляет, что есть добро, а что — зло. Отсюда наша нетерпимость друг к другу в обыденной семейной или общественной жизни. Отсюда по­громы на Майдане и Болотной пло­щади. Никто не запрещает выска­зывать своё личное мнение или политическое несогласие, пожалуй­ста, но законным и мирным путём. Преподобный Серафим Саровский, встречавший на своём жизненном пути любого человека с пасхальной радостью, заповедовал: «Созижди мир в душе твоей, и вокруг тебя ты­сячи спасутся».

Будем помнить, что мир Хри­стов побеждает вражду века сего, что, только стяжав этот мир в серд­це своём, человек может устоять во всех житейских бурях и нести при­мирение ближним и дальним лю­дям, преображая жизнь верой, правдой, чистотой и любовью. Мир начинается с сердца человека. Мир в сердце — это мир внутри личности, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Мир же в сердце — это дар Божий, который подаётся в ответ на нашу веру.

Да объемлет собою мир Христов всех нас, Его учеников и последо­вателей, людей разных возрастов, национальностей, политических взглядов и социальных слоёв. Пусть он простирается и на людей иных вер и убеждений, с которыми мы созидаем народную жизнь.

По благословению Святейше­го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рожде­ства Христова в январе 2014 года в пределы Русской Православной Церкви впервые будет принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов, которыми был одарен но­ворожденный Христос. Это одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохра­нившаяся до сегодняшнего дня.

А что сегодня мы принесём Хри­сту в дар, как обычно это делаем, приходя на день рождения к род­ным и близким? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах сует­ные помыслы, житейские треволне­ния, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера и мир в душе каж­дого из нас.

Праздник Рождества Христова вводит нас в понимание того, что означает пришествие в мир Спаси­теля, Господа нашего Иисуса Хри­ста. А потому этот праздник, поми­мо всего того, что ему сопутствует — и радость, и веселье, в первую очередь, обновляет нашу веру, об­новляет наше понимание того, что такое быть христианином, помога­ет нам лучше понять, прочувство­вать, принять к сердцу спаситель­ную миссию Господа нашего Иисуса Христа.

И в этот радостный день Рожде­ства Христова я хотел бы пожелать всем вам, каждой семье, каждому человеку милости Божией, вне за­висимости от того, понимает чело­век, что такое милость Божия или не понимает, принимает он таковую или не принимает. Я от всего сердца желаю, милости Божией, чтобы че­рез эту милость изменялись к миру сердца человеческие, явилась их красота Божьего творения, явился в них Божественный лик.

С наступающими праздниками! С Рождеством Христовым! С Ново­летием! С Богоявлением!

Благочинный православных церквей Благодарненского

округа протоиерей

Тимофей ГРИЦЕНКО