Учитель, воин, ветеран…


«Люблю я русского Ивана и русскую душу!» — не раз повторял Абубекир Юсупов, директор Эдельбайской  начальной  школы №27. Эти слова  стали крылатым  выражением среди его потомков, зримо отпечатавшись в их памяти.

Фронтовая судьба

Их дед, ветеран Великой Отечественной войны,  не любил  рассказывать  о фронтовых трудностях.Лишь две военные истории  пересказывал  тысячу один раз. Как он сам говорил, щупленького сельского учителя от штыка гитлеровца спас русский солдат — здоровяк  Иван из Сибири. Он просто заслонил его собой и заколол фашиста. После того случая красноармеец  Юсупов подумал: «Не должен я пить фронтовые 100 граммов. Не заслужил, а посему — отдам-ка их Ване». А тот тоже не захотел оставаться в долгу и свою плитку шоколада вручал туркмену.

Второй раз Абубекира вынес с поля боя однополчанин,  земляк Виктор  из села Гофицкого. В     1944-м в составе 2-го Украинского фронта  при освобождении Украины красноармеец Юсупов получил тяжёлое ранение в живот и спину. Земляк уложил истекающего кровью солдата на плащ-палатку и потащил  в санчасть. Раненый одной  рукой  поддерживал живот, а другой держался за плащ-палатку. А его спаситель, которого могли убить в любую минуту, упрямо стремился вытащить раненого из-под вражеского огня.

Фронтовые товарищи и после войны не затерялись, ездили друг к другу в гости. День Победы старались праздновать вместе.  Привозили друг другу гостинцы.

В память о войне остались у фронтовика глубокая рана на спине в виде хвоста лисы и  орден Великой Отечественной войны I степени.

После войны боевая рана сильно беспокоила его. На уроке, записывая на доске задания для учеников, учитель Юсупов поддерживал левой рукой локоть правой. А вот его каллиграфический почерк так и не изменился.

День Победы Абубекир любил отмечать и с аульчанином Аджимем Ногмановым. Боевые товарищи неизменно вспоминали о том, как в один день уходили на фронт, как их провожала мать Абубекира. По туркменской традиции мама Хантотой вывела обоих на улицу, повернув лицом к дому, спиной к дороге, прочитала молитву, погладила их по спине и уверенно сказала: «Вы оба вернётесь домой живыми». Бойцы, не раз глядевшие смерти в лицо, были абсолютно уверены, что именно её молитва и уверенность помогла им выжить в самой кровопролитной войне.

Семья ветерана войны и труда

Отец Абубекира — Хаджи Юсуп. Мать — Хантотой Османова. Её отец и  муж совершили хадж в Мекку, поэтому к их имени добавлялось слово  «хадж».

Алтмыш Юсупалиев с теплотой вспоминал о Хантотой афа (маме):

— Во время  войны я играл с ровесником Ибрагимом (Ибрай) и приходил в гости к ним. Мы приносили солому и топили печку, в казане варилось мясо. Хантотой афа снимала пенку в чашку и говорила: «Алтмыш, отнеси-ка собакам, а завтра обязательно опять приходи». А я точно знал, что там  с пеной она обязательно  для меня вытаскивала кость с мясом.  Пену, как она и просила, выливал собакам. А мясо съедал сам или аккуратно заворачивал в платок и относил домой. Так мы выживали. Они с мужем Хаджи Юсупом  в голодные военные годы кормили двоих своих внуков, а Хантотой афа для меня урывала кусочек мяса от своих едоков. Потому и называл её мамой — афа.

Эшехан Юсупова рассказывала своим внукам:

— Моя свекровь Хантотой была высокой стройной женщиной, держала спину прямо, у неё была королевская осанка. Вела себя как женщина благородных кровей. Хорошо знала арабский, читала Коран в оригинале. Даже местные муллы вынуждены были считаться с нею. Когда долго не было дождя, то именно ей поручалось прочитать «Азан» напевно, громко и без ошибок. Суть обряда состояла в том, что Хантотой анам (обращение к свекрови) поднималась на холм и читала суру из священной книги, просила Аллаха о милосердии, о том, чтобы пошёл дождь. Для своего единственного сына Хантотой анам  наняла учителя арабского языка. Мать и дедушка Хаджи Осман требовали от наследника, чтобы тот стал образованным человеком.

Вскоре их сын стал студентом педагогического техникума в Армавире, по окончании  которого работал в ауле Сабан-Антуста. Затем с супругой вернулся в родной аул. Абубекир Юсупович работал учителем и директором Эдельбайской начальной школы №27. Абу молим почти 40 лет обучал туркменских детей грамоте. Для всех аульчан учитель был и остался Абу молим, к нему никогда не обращались по имени и отчеству. Его любимая причёска «а-ля Котовский» была в моде у мальчишек, что на школьных фотографиях можно заметить.

Женщина бахши, красавица, актриса

Его вторая жена Эшехан (Эше) Джумалиева — незаурядная красавица. Девушка жила в ауле Чур, принимала участие в спектаклях художественной самодеятельности села Летняя Ставка. Пела, танцевала и была единственной женщиной бахши среди ставропольских туркмен. Что интересно, играла на тамдре левой рукой. О женщине  бахши Эшехан Джумалиевой упоминает ленинградский этнограф, автор книги «Ставропольские туркмены» А.Курбанов.

Эшехан Джумалиева гастролировала с туркменским ансамблем по всему краю. Необыкновенная красота артистки привлекла  внимание Абубекира, к тому же она была высокой и стройной под стать его матери, он влюбился. Когда самодеятельные артисты  приехали с выступлением в аул Эдельбай, Абубекир воспользовался моментом и с согласия девушки украл её.

И  стала Эшехан приёмной матерью для Ибрагима и Рабиги, детей от первого брака своего мужа, и для своего внука Бекмурата.  Позже дети сполна отплатили ей добром. Когда  Толевхан узнала о неизлечимой болезни матери, она тут же уволилась с престижной работы и уехала с семьёй из Ашхабада на Ставрополье, чтобы ухаживать  и быть рядом с  любимой матерью. Благодарная мать благословила свою воспитанницу. Прощаясь, сказала, что о такой дочери мечтает любая мать. Даже после смерти воспитанные ею  внуки, дети их детей, правнуки называют её афа — джан (мама — душенька), а дедушку-  баба — джан.

Тамдра

Полулёжа на тахте (деревянные нары) Абу молим, тихо перебирая струны национального инструмента тамдра,  пересказывал внучке Толевхан айдым — плач своей матери. Хантотой исполнила этот плач, отправляя сына на войну. Абубекир Юсупович к словам матери подбирал мелодию и чуть слышно напевал. После его смерти  жена Эше отдала инструмент своему брату Хаджиюсупу. В настоящее время  на тамдре играет внук Мансур.

К сельскому  учителю часто приходили его бывшие ученики, которые неизменно твердили: «Так, как вы обучали детей в своё время, больше никто не преподаёт».

Когда они приводили детей в школу, то отдавали их в 1класс к Абубекиру Юсуповичу.  Говорили: «Абу молим нас обучал, теперь пусть учит наших наследников». Многих выучил учитель, не успел только Абубекир Юсупович научить внучку Толевхан читать на арабском языке.

Сборник Махтумкули

Абубекир молим  зятю  Мураду джану, которого очень уважал, и внучке Толевхан подарил сборник стихов туркменского классика Махтумкули на арабском языке, изданный в 1941 году в г. Ашхабаде.  Редкую  книгу он получил от друга Муталапа Аднаева, который в то время работал в министерстве Туркменской ССР. Потрёпанную от времени реликвию, на полях которой каллиграфическим почерком были сделаны заметки, наследники  сохранили. Абу молим  гордился, что относится к роду гоклер, как и поэт Махтумкули Фраги.

 

Тазы

 

Наследники Абубекир Юсуповича запомнили, что у дедушки была охотничья собака (тазы).  Дед до обеда учительствовал, после обеда, взяв с собой  Каштанку, отправлялся на охоту. Тазы спал на нарах, ночевал дома, был очень умным  псом. Когда состарился,  одряхлел, ушёл в степь искать траву, чтобы вылечиться. Пропал. Абу молим так и не нашёл своего любимца.

В роду Юсуповых охотником был прадед Хаджи Юсуп, затем Абубекир Юсупович, теперь охотой занимаются сын Бекмурат, внуки Мансур, Султанбек и правнуки. Появление хортых собак в ауле связывают с именем А.Ю.Юсупова. Так как эта порода сохранилась только в Эдельбае, то московские заводчики в питомнике дали этим собакам название «хортые борзые эдельбайской породы». Правнук Аскер воспитал чемпионку по кличке Роза, она участвовала в выставке  борзых собак в Туле.

Так что Юсуповы — потомственные охотники, но никогда не охотятся с ружьём.

От сына Ибрагима наследники Абубекира Юсупова: Бекмурат, Мансур, Раймелек, Толевхан, Шабан, Гульджехан, Султанбек. От дочери Рабиги — три внучки: Феризат, Эмине, Селимее. Всего 21 правнук и 28 праправнуков.

И что же оставил после себя учитель, воин, ветеран войны и труда Абубекир Юсупович Юсупов? Любовь к русскому народу, у Бекмурата Юсупова очень много друзей, и среди них не последнее место занимают русские. Любовь к поэзии Махтумкули. Любовь к охоте и к охотничьим собакам. Любовь к игре на национальном инструменте и к пению. Любовь к женщине, которая воспитала его детей, внуков, заслужив их любовь и светлую память.

Для нашего времени немалое наследство оставил Абу молим своим наследникам. Главное, чтобы они сами это осознавали и помнили.

Учитель из Эдельбая

Инджихан

МУХАМЕТАЛИЕВА,

а. Эдельбай

Фото из архива Юсуповых