Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края информирует о постоянном росте мошенничеств и приводит примеры наиболее распространённых видов мошенничеств по данным Главного управления министерства внутренних дел РФ по Ставропольскому краю.
Мошенничество на интернет-сайтах.
С использованием сайтов-двойников. Мошенник посредством сети интернет с использованием сайта-двойника (дублирующего реально существующий интернет-сайт по продаже авиабилетов) размещает объявление о предоставлении услуг по продаже авиабилетов. Гражданин, увидевший данное объявление, желая осуществить покупку авиабилетов, вводит на указанном сайте реквизиты банковской карты и код подтверждения, после чего с его банковской карты списываются денежные средства.
Мошенник представляется другом или родственником гражданина. Мошенник, получив обманным путём доступ к странице (аккаунту) гражданина в социальной сети (ВКонтакте, Одноклассники и иные), представляясь данным гражданином, вступает в переписку с лицами, отмеченными на его странице в качестве друзей/родственников/коллег, убеждая их одолжить некоторую сумму денег путём перевода на банковскую карту. Лица, поддавшиеся убеждению, с помощью банкомата либо услуги «Мобильный банк», «Сбербанк-онлайн» переводят денежные средства мошеннику.
Под видом продажи товара (услуги). Мошенник, разместив объявление о реализации товара на интернет-сайте («Авито», «Юла» и другие), посредством электронной переписки убеждает гражданина, заинтересованного в приобретении данного товара, перечислить на электронный счёт мошенника определённую сумму денег в качестве задатка либо полную стоимость в качестве оплаты за товар. После получения денежных средств мошенник:
• не выполняет своих обязательств по поставке товара;
• отправляет гражданину посылкой товар, не соответствующий заявленным характеристикам и имеющий гораздо меньшую стоимость (например, дешёвый мобильный телефон вместо оплаченного дорогого).
Под видом покупки товара (услуги). Мошенник звонит на телефон гражданина, разместившего на интернет-сайте («Авито», «Юла» и др.), объявление о продаже товара/услуги, под предлогом их покупки и уплаты задатка убеждает данного гражданина пройти к банкомату и произвести по его инструкциям ряд операций, после чего с банковской карты гражданина списываются денежные средства.
Мошенничество в сфере кредитования.
Под видом предоставления кредита. Мошенник размещает на интернет-сайте кредитной направленности ложное объявление о возможности получения кредита, после чего звонит гражданину, оставившему заявку по данному объявлению, и сообщает заведомо ложные сведения, что ему одобрен кредит, для получения которого гражданин должен перечислить на электронный счёт мошенника определённую сумму денежных средств. После получения денежных средств от гражданина мошенник блокирует телефон и не выходит на связь.
Мошенничество при личных сделках.
Под видом покупки товара (услуги). Мошенник убеждает гражданина, продающего товар или услугу, передать ему товар (оказать услугу) до оплаты, обещая оплатить товар (услугу) в ближайшее время. После получения от гражданина товара (услуги) мошенник не выполняет своих обязательств по оплате.
Мошенник звонит на телефон гражданина, разместившего на интернет-сайте («Авито», «Юла» и другие) объявление о продаже товара, под предлогом покупки убеждает гражданина о необходимости встречи, в ходе которой предъявляет на своём телефоне чек о якобы переводе на электронный счёт гражданина денежных средств в счёт уплаты стоимости товара. Гражданин передаёт товар мошеннику, однако денежные средства на счёт гражданина не поступают.
Под видом продажи товара (услуги). Мошенник под предлогом оказания услуги либо поставки товара гражданину, нуждающемуся в данной услуге (товаре), убеждает последнего передать ему денежные средства до оказания услуги (поставки товара). Однако после получения от гражданина денежных средств мошенник не выполняет своих обязательств по оказанию услуги (по поставке товара).
Мошенник обращается к гражданину в общественном месте под предлогом продажи ему заведомо фальшивых ювелирных либо нумизматических изделий. Введя в заблуждение последнего относительно их подлинности, убеждает гражданина приобрести указанные изделия и передать мошеннику денежные средства в счёт их оплаты.
Мошенничество по телефону.
Под видом защиты интересов гражданина. Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь юристом либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов потребителей, под предлогом компенсации заранее приобретённое гражданином лекарственное средство убеждает последнего перечислить на электронный счёт денежные средства в счёт уплаты государственной пошлины.
Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь юристом либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов граждан, сообщает, что за причинённый моральный ущерб, полученный в результате ранее совершённого в отношении него мошенничества, ему якобы положена денежная компенсация, для получения которой необходимо заплатить налоговый вычет путём перевода денежных средств на электронный счёт мошенника.
Под видом дополнительного заработка. Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином под предлогом дополнительного заработка (например, путём торгов на бирже) убеждает последнего зайти на сайт (зачастую не установлен) и скачать приложение на телефон, после запуска которого с банковской карты гражданина, подключённой к мобильному банку, списываются денежные средства.
Под видом розыгрыша призов/лотереи. Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином сообщает гражданину ложную информацию, что последний является победителем розыгрыша престижной техники или автомобиля, и под предлогом вручения выигрыша убеждает гражданина осуществить денежные переводы на электронный счёт мошенника якобы в счёт оплаты доставки, гарантии, государственной пошлины и таможенных услуг.
Под видом целительства. Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь экстрасенсом, целителем либо сотрудником крупной организации федерального масштаба, под предлогом снятия с гражданина или его родственников порчи, излечения от недугов, алкоголизма (дистанционно, посредством телефонной связи), убеждает последнего перечислить на электронный счёт денежные средства в счёт оплаты услуг.
Под видом избавления от уголовной ответственности близкого родственника гражданина. Мошенник звонит на телефон гражданина, представляясь сотрудником полиции, и сообщает, что близкий родственник гражданина совершил преступление (как правило, дорожнотранспортное происшествие) и под предлогом непривлечения его к ответственности убеждает гражданина перечислить определённую сумму денег на электронный счёт мошенника.
В ином варианте мошеннической схемы: мошенник представляется близким родственником гражданина и сообщает, что якобы задержан сотрудниками полиции за совершение преступления и для непривлечения его к ответственности необходимо перечислить определённую сумму денег на определённый электронный счёт.
Под видом защиты банковских счетов гражданина (мошенник представляется сотрудником банка). Мошенник, представляясь сотрудником Сбербанка, в ходе телефонного разговора с гражданином сообщает последнему ложную информацию о попытке взлома его банковской карты, в связи с чем карта якобы заблокирована, и под предлогом разблокирования карты убеждает гражданина пройти к банкомату для совершения ряда действий, после которых с банковской карты гражданина списываются денежные средства.
Мошенничество под видом оказания социальных услуг.ф
Мошенник представляется социальным работником. Мошенники (преимущественно женщины) посещают на дому граждан пожилого возраста, представляясь социальными работниками. Под предлогом обмена денежных купюр на новые убеждают граждан предоставить имеющиеся денежные средства якобы для переписывания номеров в целях последующего обмена, после чего, отвлекая граждан, присваивают денежные средства полностью или частично.
Напоминаем, что мошенники не стоят на месте. Их схемы по незаконному завладению чужими денежными средствами постоянно совершенствуются. Изменение обстановки в обществе, растущие потребности населения способствуют появлению новых и более изощрённых способов совершения мошенничеств.
В случае, если в отношении вас или ваших близких совершено (или может быть совершено) преступление, необходимо звонить по следующим номерам телефонов:
• единый экстренный канал помощи — 102/112 (для любых операторов мобильной связи);
• «телефон доверия» Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю: круглосуточно (8652) 95-26-26, либо 8-800-100-26-26 (звонок бесплатный).
Будьте бдительны!