100-й год жизни


В апреле 2014 года жительнице с. Спасского Марии Филаретовне Заводня исполнится 100 лет. Согласитесь, не каждый день встречаются такие собеседники. Для меня дата её рождения связана лишь с историей России, некоторыми представлениями о том времени. Подумать только, передо мной современник революции, раскулачивания, репрессий, войн, голода, строительства коммунизма и, в конечном итоге, его крушения.

Конечно, дожив до почтенных лет, женщина не так видит, как хо­телось бы, прислу­шивается к каждому слову, немного подво­дит память. Но, тем не менее, ещё «слушаются» руки и ноги, а каких-то 2-3 года назад её дочери порой было неудобно перед соседями:

— Маму просто было не остано­вить, — вспоминает старшая — Анна Александровна. — и стирала, и уби­рала. Даже в огороде, в свои 90 с хвостиком, наводила порядок. Было немного не по себе. Наверное, трудо­любие воспиталось на полях колхоза.

Муж Марии погиб на войне в 1942-ом. Ей на тот момент было 27 лет, но с тех пор женщина так и не вышла замуж. Трудилась рядо­вой колхозницей и при этом воспи­тывала двух дочерей. Как расска­зала младшая — Ольга Михайловна, семью преследовали несчастья, но мать старалась окружать заботой и любовью своих родных.

— Мы жили небогато, — вспомина­ет Ольга Михайловна. — Но при этом мама, работая сутками, всегда ста­ралась, чтобы мы хорошо питались и одевались. Причём иногда наши наряды выглядели даже лучше, чем у детей из полных семей.

На пороге Новый год, поэтому наш разговор плавно перешёл к теме приближающихся праздников.

— Наша семья, как и многие, в то время не праздновала Новый год. Другое дело — Рождество. Эта дата была важной для всех, независимо от политических настроений прави­тельства.

Первое, что вспомнили обе до­чери — тёплые вещи. Мария Филаре­товна любила вязать, сама пряла. В новогодние стужи в небольшом доме обе дочери готовились к рож­дественскому волшебству в тёплых вязаных носках и кофтах.

— На праздничном столе не было деликатесов, но всё было вкусное и домашнее, — с улыбкой передаёт на­строение того времени Ольга Михай­ловна. — Вместо торта мама готовила лапшевник — блюдо из домашней лап­ши в чугунке. В него добавляли яйца, сахар и готовили в русской печи.

Дочки признаются, что такое ла­комство, хоть и на слух звучит не очень аппетитно, было покруче сладостей нашего времени.

Были и колбасы, которые с лета или осени топили в бочках с жиром. А свекровь и свёкор Марии Филаре­товны каждый год угощали копчё­ным мясом. И, конечно, собирались дружно, всей семьёй у рождествен­ского стола.

М.Ф. Заводня, хоть и не посеща­ла церковь, но перед ужином обя­зательно читала молитву, как бы ни противился зять-парторг.

Сейчас женщина не обделена заботой. Она живёт со старшей дочерью и зятем. Каждый месяц приезжают навестить и помочь то младшая дочь, то внучки На­дежда и Татьяна. А на юбилей со­бирается приехать и поздравить долгожительницу вся семья: чет­веро внуков, пятеро правнуков и двое праправнуков.

Когда мы покидали дом будущей юбилярши, Мария Филаретовна по­желала нам и всем читателям креп­кого здоровья! А мы в свою очередь желаем Вам, Мария Филаретовна, в Новом, а для Вас ещё и юбилейном году, здоровья.

100-й год жизни

Илья УСАТОВ

Фото Евгения ИВАНОВ