1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира (1015-2015 г.г.)


В нынешнем году вся полнота Православной Церкви, а особенно вышедшие из Киевской купели братские славянские народы, отмечают знаменательный юбилей, — 1000-летие преставления от земли на Небо Крестителя Руси князя Владимира. Церковь назвала его равноапостольным, историки — Великим, а народ — Красным Солнышком. Именно князю Владимиру Бог судил стать орудием Своего Промысла по обращению славянских народов от тьмы язычества к свету истинной веры.

Породнившиеся в киевской купели славянские народы с благодарностью обраща­ют свои взоры к равноапостольному Владимиру, Крестителю Руси.

«Хвалит же похвальными гласа­ми Римская страна Петра и Пав­ла, от них же уверовали в Иисуса Христа, Сына Божия, Азия и Ефес, и Павм — Иоанна Богослова; Индия — Фому, Египет — Марка. Все стра­ны, и грады, и люди чтут и славят каждый их учителя, что научил их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похва­лами великое и дивное сотворив­шего нашего учителя и наставни­ка великого государя нашей земли Владимира», — призывает митропо­лит Илларион в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) — первом, до­шедшем до наших дней авторском произведении древнерусской лите­ратуры.

Согласно летописным данным, князь Владимир родился в 960 году. С раннего детства он находился под присмотром бабушки «преблажен­ной Ольги», которая первой заро­нила в него семена православной веры. Но несмотря на христианское наставление бабушки, для юного Владимира непререкаемым автори­тетом оставался его отец Святос­лав, который не внял просьбе ма­тери об обращении в христианство. После смерти отца Владимир, от природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, вступил на Киевское княжение.

Будучи прежде язычником, он от­личался властолюбием, страстью к битвам, жестокостью, был ревност­ным приверженцем идолопоклон­ства и безудержно предавался чув­ственным удовольствиям. Но в глу­бине его души зрело недовольство тьмой язычества, понял он, что не объединить разрозненные славян­ские племена языческим культом, ведь каждое племя замыкалось на своих местных божках.

Владимир начинает интере­соваться различными религия­ми, душа его, прежде подчинявша­яся необузданной плоти, начина­ет пробуждаться от греховного сна. В 986 году в Киев приходят посоль­ства от разных народов, желавшие обратить Владимира в свою веру. Мудрый князь внимательно всех выслушал, но тем не менее ре­шил отправить своих послов в раз­ные страны, чтобы те своими гла­зами увидели, как там поклоняют­ся Богу. Вернувшись из Константи­нополя (столицы Византийской им­перии), послы рассказали князю о красоте православного Богослуже­ния: «Не знали — на небе или на зем­ле были мы, ибо нет на земле красо­ты такой. Знаем только, что пребы­вает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Конеч­но, любовь к бабушке Ольге, настав­лявшей Владимира в православной вере, также сыграла не последнюю роль в выборе Великого князя.

Так постепенно случилось чудо преображения князя из сына поги­бели в чадо Божие. Прекрасно гово­рит об этом сербский Златоуст свя­титель Николай (Велимирович):

«Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает и самую тяжёлую из трёх предло­женных ему вер. Летописцы сооб­щают, что он долго расспрашивал, прежде чем решился. Он знал, что христианская вера означает путь Креста и что путь Креста означа­ет прежде всего поставить крест на своём дурном прошлом, на тря­пье старых привычек, на своей старой душе. И знал он, что недо­статочно будет просто стащить верёвками с киевского холма Перу­на и утопить его в Днепре, но что и сам он, и каждый подданный его должен будет выкинуть всех идо­лов из своей души…

Недавний женолюбец, Влади­мир распустил свой гарем и начал жить целомудренно. Владимир — об­жора и пьяница начал поститься… Владимир-кровопийца начал обхо­дить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню и утешение. Владимир — ночной игрок и весельчак, начал про­водить ночи в слёзных молитвах, в коленопреклонении и отбивании по­клонов, в размышлениях о суде Бо­жием и своей душе. Владимир-палач превратился в кроткого, раскаян­ного и милостивого самарянина. Словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского свя­того. Словно на некой стене стёр­ли изображение демона и написали Ангела!

Самая лучшая рекомендация для любого лекарства — это исце­лённый больной. Нужно было исце­лённого князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с ра­достью приняли лекарство, дав­шее ему здоровье. Из всех чудес, что творит в мире вера Христо­ва, самое полезное чудо — обраще­ние грешника в праведника. И вот с этим на себе самом совершён­ным чудом стоит Владимир в во­ротах христианской Руси и слов­но кричит в уши каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? И во что ты превра­тился?».

И потекла Русь к купели креще­ния, поверив избранию своего кня­зя, почувствовав разницу между идолом Перуном, требовавшим че­ловеческих жертв, которому пре­жде покланялись, и Христом — Бо­гом Любви. Не сразу ветхий человек становится новым, но зазвучало на русской земле Евангельское благо­вестие, заповеди Божии уже начали связывать живущий в человеке грех и разрозненные языческие племена стали собираться в Русь святую. А пример святого князя, на глазах на­рода отринувшего грех и возрастаю­щего в добродетели, придавал силы на нелёгком, но благодатном пути спасения. Владимир Красное Сол­нышко — в этом народном прозви­ще великого князя и благодарность за радость и тепло, и, главное, при­знание за просвещение православ­ной верой.

Напомню, дорогие братья и се­стры, что в нашем городе устано­вилась добрая традиция — празд­нование Престольного дня в честь Крестителя земли русской — вели­кого князя Владимира. Крестиль­ный храм, посвящённый этому свя­тому, относится к возрождающемуся Космо-Дамиановскому храму и явля­ется первым этапом строительства.

В этот юбилейный год для нас двойной праздник. Ведь разделить радость Престольного дня к нам приедет наш Архиерей — Епископ Ге­оргиевский и Прасковейский Гедеон.

25 июля состоится вечерня в Александро-Невском храме, а 26 июля — в 7-30 утра, праздничная Божественная Литургия на месте возрождающегося Космо-Дамиановского храма, рядом с уже действующим Свято-Владимирским храмом. По окончании Литургии Епископ Гедеон совершит закладку Космо-Дамиановского храма. В 14.30 в районном Доме культуры будет дан праздничный концерт, посвящённый 1000-летнему юбилею. Предстоящие мероприятия не только праздничное, но и историческое событиедля нашего города.

Настоятель возрождающегося

Космо-Дамиановского храма

протоиерей Алексий ЕГОРОВ