В нынешнем году вся полнота Православной Церкви, а особенно вышедшие из Киевской купели братские славянские народы, отмечают знаменательный юбилей, — 1000-летие преставления от земли на Небо Крестителя Руси князя Владимира. Церковь назвала его равноапостольным, историки — Великим, а народ — Красным Солнышком. Именно князю Владимиру Бог судил стать орудием Своего Промысла по обращению славянских народов от тьмы язычества к свету истинной веры.
Породнившиеся в киевской купели славянские народы с благодарностью обращают свои взоры к равноапостольному Владимиру, Крестителю Руси.
«Хвалит же похвальными гласами Римская страна Петра и Павла, от них же уверовали в Иисуса Христа, Сына Божия, Азия и Ефес, и Павм — Иоанна Богослова; Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, и грады, и люди чтут и славят каждый их учителя, что научил их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великое и дивное сотворившего нашего учителя и наставника великого государя нашей земли Владимира», — призывает митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) — первом, дошедшем до наших дней авторском произведении древнерусской литературы.
Согласно летописным данным, князь Владимир родился в 960 году. С раннего детства он находился под присмотром бабушки «преблаженной Ольги», которая первой заронила в него семена православной веры. Но несмотря на христианское наставление бабушки, для юного Владимира непререкаемым авторитетом оставался его отец Святослав, который не внял просьбе матери об обращении в христианство. После смерти отца Владимир, от природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, вступил на Киевское княжение.
Будучи прежде язычником, он отличался властолюбием, страстью к битвам, жестокостью, был ревностным приверженцем идолопоклонства и безудержно предавался чувственным удовольствиям. Но в глубине его души зрело недовольство тьмой язычества, понял он, что не объединить разрозненные славянские племена языческим культом, ведь каждое племя замыкалось на своих местных божках.
Владимир начинает интересоваться различными религиями, душа его, прежде подчинявшаяся необузданной плоти, начинает пробуждаться от греховного сна. В 986 году в Киев приходят посольства от разных народов, желавшие обратить Владимира в свою веру. Мудрый князь внимательно всех выслушал, но тем не менее решил отправить своих послов в разные страны, чтобы те своими глазами увидели, как там поклоняются Богу. Вернувшись из Константинополя (столицы Византийской империи), послы рассказали князю о красоте православного Богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Конечно, любовь к бабушке Ольге, наставлявшей Владимира в православной вере, также сыграла не последнюю роль в выборе Великого князя.
Так постепенно случилось чудо преображения князя из сына погибели в чадо Божие. Прекрасно говорит об этом сербский Златоуст святитель Николай (Велимирович):
«Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает и самую тяжёлую из трёх предложенных ему вер. Летописцы сообщают, что он долго расспрашивал, прежде чем решился. Он знал, что христианская вера означает путь Креста и что путь Креста означает прежде всего поставить крест на своём дурном прошлом, на тряпье старых привычек, на своей старой душе. И знал он, что недостаточно будет просто стащить верёвками с киевского холма Перуна и утопить его в Днепре, но что и сам он, и каждый подданный его должен будет выкинуть всех идолов из своей души…
Недавний женолюбец, Владимир распустил свой гарем и начал жить целомудренно. Владимир — обжора и пьяница начал поститься… Владимир-кровопийца начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню и утешение. Владимир — ночной игрок и весельчак, начал проводить ночи в слёзных молитвах, в коленопреклонении и отбивании поклонов, в размышлениях о суде Божием и своей душе. Владимир-палач превратился в кроткого, раскаянного и милостивого самарянина. Словом, Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого. Словно на некой стене стёрли изображение демона и написали Ангела!
Самая лучшая рекомендация для любого лекарства — это исцелённый больной. Нужно было исцелённого князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье. Из всех чудес, что творит в мире вера Христова, самое полезное чудо — обращение грешника в праведника. И вот с этим на себе самом совершённым чудом стоит Владимир в воротах христианской Руси и словно кричит в уши каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? И во что ты превратился?».
И потекла Русь к купели крещения, поверив избранию своего князя, почувствовав разницу между идолом Перуном, требовавшим человеческих жертв, которому прежде покланялись, и Христом — Богом Любви. Не сразу ветхий человек становится новым, но зазвучало на русской земле Евангельское благовестие, заповеди Божии уже начали связывать живущий в человеке грех и разрозненные языческие племена стали собираться в Русь святую. А пример святого князя, на глазах народа отринувшего грех и возрастающего в добродетели, придавал силы на нелёгком, но благодатном пути спасения. Владимир Красное Солнышко — в этом народном прозвище великого князя и благодарность за радость и тепло, и, главное, признание за просвещение православной верой.
Напомню, дорогие братья и сестры, что в нашем городе установилась добрая традиция — празднование Престольного дня в честь Крестителя земли русской — великого князя Владимира. Крестильный храм, посвящённый этому святому, относится к возрождающемуся Космо-Дамиановскому храму и является первым этапом строительства.
В этот юбилейный год для нас двойной праздник. Ведь разделить радость Престольного дня к нам приедет наш Архиерей — Епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон.
25 июля состоится вечерня в Александро-Невском храме, а 26 июля — в 7-30 утра, праздничная Божественная Литургия на месте возрождающегося Космо-Дамиановского храма, рядом с уже действующим Свято-Владимирским храмом. По окончании Литургии Епископ Гедеон совершит закладку Космо-Дамиановского храма. В 14.30 в районном Доме культуры будет дан праздничный концерт, посвящённый 1000-летнему юбилею. Предстоящие мероприятия не только праздничное, но и историческое событиедля нашего города.
Настоятель возрождающегося
Космо-Дамиановского храма
протоиерей Алексий ЕГОРОВ