2016 год выдался экономически нелёгким. Цены выросли практически на все виды товаров и услуг, а заработные платы работодатели пока индексировать не спешат. В связи с этим для многих жёсткая экономия стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Это касается и автовладельцев, ищущих менее затратные способы эксплуатации своего транспортного средства и активно устанавливавших газобаллонное оборудование (ГБО).
Как утверждает Елена Анатольевна Седова, директор одной из станций по установке ГБО, за последние несколько лет число благодарненских автолюбителей, которые «переходят» на газ,заметно выросло. В районном центре функционирует более 10 автомобильных газонаполнительных компрессионных станций.
ГДЕ ВЫГОДА, ТАМ И ТРУДНОСТИ
В среднем оборудование (IV поколения) от польских производителей обходится автомобилисту от 20 тысяч рублей, итальянская установка — от 23. Эксперт по ГБО отмечает, что средства, затраченные на покупку и установку такого оборудования — так называемую модификацию своего автомобиля, — возвращаются в карман автомобилиста за период от одного до трёх лет. В зависимости от интенсивности поездок.
Кроме того, ощутимый плюс ГБО не только в относительной дешевизне газового топлива по сравнению с бензином, но и в его экологичности.
Службы по охране экологии отмечают, что от газа более низкий уровень выбросов токсичных выхлопов в атмосферу, нежели бензина.
— В некоторых странах в рамках защиты окружающей среды приветствуются автомобили, оснащённые газобаллонным оборудованием. Для их владельцев существуют определённые льготы и привилегии, — отметила Елена Анатольевна.
Однако вместе с тем, установка ГБО, по мнению экспертов, может нести опасность на дороге.
Ведь есть ответственные мастера, которые рекомендуют и устанавливают только сертифицированное оборудование. Есть умельцы, орудующие на заднем дворе и способные соорудить «самопал», который приведёт к неисправности машины или трагедии. Следовательно, ужесточаются законы относительно этой модификации автомобиля.
— В январе 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», — рассказала Е.А. Седова. — Ранее владельцу автомобиля при установке ГБО стоило лишь заплатить госпошлину за модификацию, а все необходимые документы, сертификаты и сопроводительную документацию выдавали установщики, то есть мы. Сейчас, согласно регламенту, порядок регистрации газобаллонного оборудования выглядит следующим образом:
в первую очередь автовладельцу необходимо заручиться заключением предварительной технической экспертизы; написав заявление, автовладелец с пакетом документов должен обратиться в подразделение ГИБДД, уполномоченное на технический надзор; эти документы должны подтверждать повторное декларирование после внесения изменений в конструкцию автомобиля, копии сертификатов соответствия, сведения об оплате госпошлины и документы на автомобиль и на газобаллонное оборудование; владельцы станции, в свою очередь, должны согласовать свои действия с центральной лабораторией.
Протокол экспертизы после внесения изменений включает в себя перечень проведённых работ, результаты диагностики транспортного средства и газового оборудования. Если никаких нареканий в сторону «переделки» не выявлено, то автолюбитель получает в ГИБДД одобрение и свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями установленным требованиям.
Таким образом, независимо от того — уже есть газобаллонное оборудование или только планируется его установка — жителю Благодарненского района придётся понести дополнительные затраты и осуществить неоднократные поездки в краевую столицу и в любое МРЭО ГИБДД СК.
Сложнее всего придётся владельцам поддержанных технических средств, приобретённых с уже установленным оборудованием.
В этом случае им необходимо переустанавливать оборудование. Ведь ответственность за ГБО несёт сертифицированная организация, и, разумно, что за чужой «баллон» отвечать она не захочет.
НЕКОТОРЫМ ПРОЩЕ ДЕМОНТИРОВАТЬ
Е.А. Седова отметила, что такой порядок заметно осложняет процедуру установки ГБО и многие владельцы просто отказываются от топливной модификации своего авто.
Это касается преимущественно пожилых водителей города и сёл Благодарненского района.
— Для пенсионеров новый порядок узаконивания газобаллонного оборудования — лишняя морока, — отметила Елена Анатольевна. — В таком возрасте поездки становятся реже, и экономия на топливе, как таковая, малоощутима. А вот наказание за несвоевременное оформление «газа» в своей машине — вполне реально.
ЧТО БУДЕТ?
Установка газобаллонного оборудования далеко не единственный вид изменения автомобильной конструкции, регламентированный Таможенным союзом. Новомодная «посадка» машины, замена кресел, увеличение бортов грузовых автомобилей и много другое тоже должно быть зарегистрировано на должном уровне. За каждую модификацию или тюнинг в Ставропольском крае предусмотрен штраф в размере 500 рублей, и аннулирование регистрации транспортного средства.
Как рассказал начальник ОГИБДД отдела МВД России по Благодарненскому району майор полиции Сергей Иванович Корышев, только за последние два месяца в нашем районе составлено 12 протоколов для аннулирования регистрации транспортного средства именно из-за несанкционированной установки газобаллонного оборудования.
Документы переданы в МРЭО ГИБДД России. Если автовладелец не узаконит установку, согласно новым требованиям, то при следующей встрече с сотрудниками полиции его государственные знаки и свидетельство регистрации подлежат изъятию.
Досадно, что такой факт довольно скромно освещался в средствах массовой информации. Многие жители Благодарненского района до сих пор не знают о новом порядке установки ГБО и о наказании за его несоблюдение. Но, увы, как у нас принято говорить: незнание закона не освобождает от ответственности.
[slideshow_deploy id=’7696′]
Илья УСАТОВ
Фото Евгения ИВАНОВА