Это было недавно, это было давно Как быстро настоящее время становится историей. От трёх огромных альбомов в красном переплёте, хранящихся в школьном музее, уже веет старомодностью, но в них живёт история нашей школы. И одна из её самых ярких страниц — ученические производственные бригады.
Благодарненском районе движение УПБ стартовало в 1956 году. Оно росло, крепло, ширилось, набирало опыт. Здесь, на родной земле, девчонки и мальчишки получали навыки любви к труду, зарабатывали свой первый рубль и просто весело про-водили время.
Вот как вспоминает об этом времени Заслуженный учитель школы РСФСР, бывший директор школы с. Александрия Галина Васильевна Пестрикова:
— Всё начиналось в 1956 году со школьного звена с. Александрии. Его первым бригадиром был Вячеслав Затонский, руководил звеном Иван Иванович Дворядкин. В бригаде работало 13 человек, в их числе: А. Балабанов, А. Гончаренко, В. Затонский, М. Бровкина, В. Лисова, П. Скоков, А. Ворсин, Н. Шевченко, А. Вдовенко, А. Лымарь.
УПБ поначалу не имела закреплённого поля, поэтому работали на прополке подсолнечника и кукурузы в первой и шестой бригадах колхоза «1 Мая». За месяц пропалывали около 50-55 га, вырабатывая от 40 до 50 трудодней и получая по 20-25 рублей каждый.
В 1958 году за ученической бригадой колхоз закрепил огород и 10 га гибридной кукурузы. 20 января состоялось предвыборное собрание. На нём бригадиром была избрана Т. Суворова, учётчиком М. Шуваева. Руководителем УПБ назначили учителя физики И.Н.Пестрикова. На общешкольном собрании он рассказал о том, как будет работать бригада, а самых трудолюбивых пообещал повезти на экскурсию. Заявления подали многие старшеклассники, их торжественно приняли в члены УПБ.
Вначале создали звенья овощеводов и полеводов, затем — звено опытников: ученики закладывали опыты, вели наблюдения, записывали полученные результаты в дневники. Например, выявляли влияние сроков или густоты посева на урожай какой-либо культуры. Потом организовали звено животноводов. Колхоз закупил утят, в марте их раздали членам звена, которые выращивали птицу дома. За бригадой закрепили лошадь с подводой. Игорь Николаевич с бригадиром УПБ получали в колхозной кладовой корм для утят и на подводе развозили его членам звена.
К сожалению, при выращивании птицы не обошлось без потерь. Для отчёта каждого павшего утёнка несли на скотомогильник, находившийся на кургане, напротив автобусной остановки. Там ученикам выдавали справку о причине падежа питомца. Потом эти справки сдавали в колхоз. Когда начинался сезон работы в ученической бригаде, всех выживших утят собирали вместе на лимане, у пруда их доращивали уже животноводы. Позже бригаде выделили 10 телят. Затем решили заняться кролиководством. Сделали клетки, колхоз закупил кроликов, закрепил за УПБ ветфельдшера. Кролики очень быстро расплодились- весь ближайший хутор обзавёлся этими животными. А летом 1965 года бригада начала заниматься выращиванием тутового шелкопряда. Из 200 г грены тутового шелкопряда ребята получили 40 кг коконов. В 1991 году в очередной раз занялись этим делом и сдали 37 кг, заработав по 200 руб. Работу УПБ контролировали закреплённые колхозом агрономы. Сначала это была Т.И. Головко, потом Н.С. Сапрыкина.
Первое время транспорта в УПБ не было. Собирались к 6-30 около школы и шли в бригаду пешком. В семь часов проводилась линейка, на ней распределялись трудовые задания. С восьми начинали работать. В полдень — обед, потом отдых, развлекательные мероприятия, игры, купание в пруду, а вечером снова пешком домой. Звеньевые вели строгий учёт посещаемости, записывали, какую норму выполнил каждый за день и сколько он заработал. Договаривались деньги получать только по окончании работ — все сразу, чтобы было с чем по-ехать на экскурсию. Никто никого не подгонял, все сами приходили на работу и добросовестно трудились. А как мы радовались, когда колхоз выделил бригаде машину!
Заключительным аккордом работы в бригаде были экскурсии. Самые яркие — по Черноморскому побережью Кавказа. В 1963 году наш маршрут прошёл с остановками: Нальчик, Орджоникидзе, Тбилиси, Батуми, Очамчире, Поти, Сухуми, Гагры, Сочи, Туапсе, Джубга, Новороссийск, Краснодар и Ставрополь. Мы выехали на специально оборудованных грузовых машинах, взяв с собой тёплую одежду.
Ночевали в школах городов, где останавливались в спортзалах, спали на матах. А когда не успевали доехать до следующего города, на ночлег устраивались прямо в поле, около речки или леса. Для этого брали с собой большие брезентовые палатки. Однажды проснулись, а палатки — в воде. Место болотистое было, в темноте мы этого не заметили. Ну ничего, днём обогрелись на солнце — и дальше в путь. Сколько разговоров и обсуждений было после таких поездок! Дорогой пели песни, от души смеялись, загадывали загадки, а вечерами во дворах школ играли в ручеёк, третий лишний, волейбол. Здесь завязывались первые школьные романы, которые переходили в настоящую любовь и позднее становились прочным фундаментом для создания крепких семей.
В каждом городе мы в первый день любовались достопримечательностями, а остальные два — купались в море. В Нальчике побывали в историческом музее и в естественном парке, любовались Тереком. В Тбилиси катались на фуникулёре, на подвесной воздушной дороге, были в музеях, в зоопарке, на могиле А. Грибоедова. В Батуми посетили Ботанический сад. В Сухуми — обезьяний питомник. Хочу отметить особое гостеприимство грузин: они очень тепло нас встречали и привечали. Когда мы на грузовых машинах, заплутав в городе, выехали на площадь Шота Руставели с очень оживлённым движением, грузинские постовые остановили поток машин и дали возможность проехать вместо того, чтобы задержать за нарушение правил дорожного движения.
В Очамчире, Поти и Гаграх мы просто купались. Из Сочи выехали на озеро Рица, где была дача Сталина. Дети замерли: дорога туда изумительно красива, лентой серпантина поднимается в гору, а вниз страшно посмотреть: крутой обрыв, заросший деревьями и кустарниками. Можно представить, как мальчишкам и девчонкам из сельской глубинки было интересно, как жадно они впитывали всё новое, необычное, как любовались величественными горами Кавказа и безбрежным Чёрным морем. Стоило трудиться добросовестно, чтобы увидеть такое!
Далее мы отправились в Туапсе, Джубгу, Новороссийск. А потом, как ни грустно было покидать черноморское побережье, настала пора возвращаться домой — продолжать работать и учиться.
Позднее, когда председателем колхоза стал Владимир Васильевич Хованский, на территории УПБ построили деревянные палатки, заасфальтировали площадку, оборудовали закрытую сцену. Под деревьями поставили столики для настольных игр со скамейками. На свежем воздухе проводились линейки, танцы, игры, конкурсы. Культстан бригады был живописнейшим уголком. Жаль, что в период перестройки у кого-то поднялась рука разломать и растащить всю эту красоту, обидеть александрийских детей, разрушить то, что создавалось с таким трудом и любовью.
Следует отметить, что наша ученическая бригада не раз занимала первые места в районных конкурсах ученических бригад, награждалась Почётными грамотами крайоно, крайкома комсомола, крайкома профсоюзов, районных органов власти; неоднократно получала переходящее Красное знамя.
Члены УПБ были делегатами VIII краевого слёта бригадиров и передовиков ученических бригад.
Фотографии тех лет рассказывают о достижениях бригады, передовиках различных звеньев: овощеводов, полеводов, опытников, доярок, животноводов. Серьёзное, добросовестное отношение учащихся к труду привело к выработке основных заповедей УПБ: Бригаде — твоё лицо, звену — дело, каждому — задание. Будь рачительным хозяином земли, работай качественно. Всегда помни: бережливость создаёт экономию и порядок.
Как-то, полистав страницы летописи нашей УПБ, учитель математики Зинаида Васильевна Петренко ностальгически заметила: «Это было недавно…» Ну, а сегодняшние школьники справедливо скажут: «Это было так давно…» К сожалению, им остаётся только мечтать о подобной поездке в составе УПБ по городам Черноморского побережья!
Я понимаю, что время не повернуть вспять. Меняются нравы людей, образ жизни, но в любом обществе человека ценят за то, как он умеет работать. Значит, правы были идеологи советского времени, считавшие, что привычку к труду стоит закладывать с детства.
[slideshow_deploy id=’1346′]
Елена МАКСИМЕНКО,
учитель истории, общество-знания СОШ №2,
руководитель школьного
музея истории села и школы.
Фото из архива
школьного музея