Было это недавно


Это было недавно, это было давно Как быстро настоящее время становится историей. От трёх огромных альбомов в красном переплёте, хранящихся в школьном музее, уже веет старомодностью, но в них живёт история нашей школы. И одна из её самых ярких страниц — ученические производственные бригады.

Благодарненском районе движе­ние УПБ стартова­ло в 1956 году. Оно росло, крепло, ши­рилось, набирало опыт. Здесь, на родной земле, дев­чонки и мальчишки получали навы­ки любви к труду, зарабатывали свой первый рубль и просто весело про-водили время.

Вот как вспоминает об этом времени Заслуженный учитель школы РСФСР, бывший директор школы с. Александрия Галина Васильевна Пестрикова:

— Всё начиналось в 1956 году со школьного звена с. Александрии. Его первым бригадиром был Вячес­лав Затонский, руководил звеном Иван Иванович Дворядкин. В брига­де работало 13 человек, в их числе: А. Балабанов, А. Гончаренко, В. За­тонский, М. Бровкина, В. Лисова, П. Скоков, А. Ворсин, Н. Шевченко, А. Вдовенко, А. Лымарь.

УПБ поначалу не имела закре­плённого поля, поэтому работали на прополке подсолнечника и куку­рузы в первой и шестой бригадах колхоза «1 Мая». За месяц пропа­лывали около 50-55 га, вырабаты­вая от 40 до 50 трудодней и полу­чая по 20-25 рублей каждый.

В 1958 году за ученической бри­гадой колхоз закрепил огород и 10 га гибридной кукурузы. 20 января со­стоялось предвыборное собрание. На нём бригадиром была избрана Т. Суворова, учётчиком М. Шувае­ва. Руководителем УПБ назначили учителя физики И.Н.Пестрикова. На общешкольном собрании он рассказал о том, как будет рабо­тать бригада, а самых трудолю­бивых пообещал повезти на экс­курсию. Заявления подали многие старшеклассники, их торжественно приняли в члены УПБ.

Вначале создали звенья ово­щеводов и полеводов, затем — зве­но опытников: ученики заклады­вали опыты, вели наблюдения, записывали полученные резуль­таты в дневники. Например, выяв­ляли влияние сроков или густоты посева на урожай какой-либо куль­туры. Потом организовали звено животноводов. Колхоз закупил утят, в марте их раздали членам звена, которые выращивали птицу дома. За бригадой закрепили лошадь с подводой. Игорь Николаевич с бри­гадиром УПБ получали в колхозной кладовой корм для утят и на подво­де развозили его членам звена.

К сожалению, при выращивании птицы не обошлось без потерь. Для отчёта каждого павшего утёнка нес­ли на скотомогильник, находивший­ся на кургане, напротив автобусной остановки. Там ученикам выдавали справку о причине падежа питомца. Потом эти справки сдавали в кол­хоз. Когда начинался сезон работы в ученической бригаде, всех выжив­ших утят собирали вместе на ли­мане, у пруда их доращивали уже животноводы. Позже бригаде вы­делили 10 телят. Затем решили за­няться кролиководством. Сделали клетки, колхоз закупил кроликов, за­крепил за УПБ ветфельдшера. Кро­лики очень быстро расплодились- весь ближайший хутор обзавёлся этими животными. А летом 1965 года бригада начала заниматься выра­щиванием тутового шелкопряда. Из 200 г грены тутового шелкопряда ре­бята получили 40 кг коконов. В 1991 году в очередной раз занялись этим делом и сдали 37 кг, заработав по 200 руб. Работу УПБ контролирова­ли закреплённые колхозом агроно­мы. Сначала это была Т.И. Головко, потом Н.С. Сапрыкина.

Первое время транспорта в УПБ не было. Собирались к 6-30 около школы и шли в бригаду пешком. В семь часов проводилась линейка, на ней распределялись трудовые задания. С восьми начинали рабо­тать. В полдень — обед, потом отдых, развлекательные мероприятия, игры, купание в пруду, а вечером снова пешком домой. Звеньевые вели строгий учёт посещаемости, записывали, какую норму выполнил каждый за день и сколько он зара­ботал. Договаривались деньги по­лучать только по окончании работ — все сразу, чтобы было с чем по-ехать на экскурсию. Никто никого не подгонял, все сами приходили на работу и добросовестно трудились. А как мы радовались, когда колхоз выделил бригаде машину!

Заключительным аккордом ра­боты в бригаде были экскурсии. Са­мые яркие — по Черноморскому по­бережью Кавказа. В 1963 году наш маршрут прошёл с остановками: Нальчик, Орджоникидзе, Тбилиси, Батуми, Очамчире, Поти, Сухуми, Гагры, Сочи, Туапсе, Джубга, Ново­российск, Краснодар и Ставрополь. Мы выехали на специально обору­дованных грузовых машинах, взяв с собой тёплую одежду.

Ночевали в школах городов, где останавливались в спортзалах, спали на матах. А когда не успе­вали доехать до следующего горо­да, на ночлег устраивались прямо в поле, около речки или леса. Для этого брали с собой большие бре­зентовые палатки. Однажды про­снулись, а палатки — в воде. Ме­сто болотистое было, в темноте мы этого не заметили. Ну ничего, днём обогрелись на солнце — и дальше в путь. Сколько разговоров и обсуж­дений было после таких поездок! Дорогой пели песни, от души сме­ялись, загадывали загадки, а вече­рами во дворах школ играли в руче­ёк, третий лишний, волейбол. Здесь завязывались первые школьные ро­маны, которые переходили в насто­ящую любовь и позднее станови­лись прочным фундаментом для создания крепких семей.

В каждом городе мы в первый день любовались достопримеча­тельностями, а остальные два — купались в море. В Нальчике по­бывали в историческом музее и в естественном парке, любовались Тереком. В Тбилиси катались на фуникулёре, на подвесной воздуш­ной дороге, были в музеях, в зоо­парке, на могиле А. Грибоедова. В Батуми посетили Ботанический сад. В Сухуми — обезьяний питом­ник. Хочу отметить особое госте­приимство грузин: они очень тепло нас встречали и привечали. Когда мы на грузовых машинах, заплу­тав в городе, выехали на площадь Шота Руставели с очень оживлён­ным движением, грузинские посто­вые остановили поток машин и дали возможность проехать вместо того, чтобы задержать за наруше­ние правил дорожного движения.

В Очамчире, Поти и Гаграх мы просто купались. Из Сочи выеха­ли на озеро Рица, где была дача Сталина. Дети замерли: дорога туда изумительно красива, лентой серпантина поднимается в гору, а вниз страшно посмотреть: крутой обрыв, заросший деревьями и ку­старниками. Можно представить, как мальчишкам и девчонкам из сельской глубинки было интерес­но, как жадно они впитывали всё новое, необычное, как любовались величественными горами Кавказа и безбрежным Чёрным морем. Стои­ло трудиться добросовестно, чтобы увидеть такое!

Далее мы отправились в Туапсе, Джубгу, Новороссийск. А потом, как ни грустно было покидать черно­морское побережье, настала пора возвращаться домой — продолжать работать и учиться.

Позднее, когда председателем колхоза стал Владимир Василье­вич Хованский, на территории УПБ построили деревянные палатки, за­асфальтировали площадку, обо­рудовали закрытую сцену. Под де­ревьями поставили столики для настольных игр со скамейками. На свежем воздухе проводились линей­ки, танцы, игры, конкурсы. Культстан бригады был живописнейшим угол­ком. Жаль, что в период перестрой­ки у кого-то поднялась рука разло­мать и растащить всю эту красоту, обидеть александрийских детей, разрушить то, что создавалось с та­ким трудом и любовью.

Следует отметить, что наша ученическая бригада не раз зани­мала первые места в районных конкурсах ученических бригад, на­граждалась Почётными грамота­ми крайоно, крайкома комсомола, крайкома профсоюзов, районных органов власти; неоднократно полу­чала переходящее Красное знамя.

Члены УПБ были делегатами VIII краевого слёта бригадиров и пере­довиков ученических бригад.

Фотографии тех лет рассказыва­ют о достижениях бригады, передо­виках различных звеньев: овощево­дов, полеводов, опытников, доярок, животноводов. Серьёзное, добро­совестное отношение учащихся к труду привело к выработке основ­ных заповедей УПБ: Бригаде — твоё лицо, звену — дело, каждому — зада­ние. Будь рачительным хозяином земли, работай качественно. Всег­да помни: бережливость создаёт экономию и порядок.

Как-то, полистав страницы лето­писи нашей УПБ, учитель матема­тики Зинаида Васильевна Петрен­ко ностальгически заметила: «Это было недавно…» Ну, а сегодняшние школьники справедливо скажут: «Это было так давно…» К сожале­нию, им остаётся только мечтать о подобной поездке в составе УПБ по городам Черноморского побережья!

Я понимаю, что время не по­вернуть вспять. Меняются нра­вы людей, образ жизни, но в лю­бом обществе человека ценят за то, как он умеет работать. Значит, правы были идеологи советско­го времени, считавшие, что при­вычку к труду стоит закладывать с детства.

[slideshow_deploy id=’1346′]

Елена МАКСИМЕНКО,

учитель истории, общество-знания СОШ №2,

руководитель школьного

музея истории села и школы.

Фото из архива

школьного музея