«Царствие Божие внутрь вас есть»


Праздник Рождества Христова — это возможность для всех нас снова обратиться к вечной теме, которая звучит на земле с тех самых пор, когда воссияла Вифлеемская звезда, которая привела и волхвов, и пастухов, и всё человечество к колыбели родившегося Младенца Христа. Вечная жизнь теперь предстаёт в самых разных образах: и в библейских книгах, и в художественной литературе. Жизнь Церкви является проекцией вечности на время.

Она позволяет человеку, в том числе через красоту богослужения, внутреннего убранства, через красо­ту церковной поэзии, соприкоснуть­ся с той вечной красотой, которая ожидает каждого за порогом этой временной жизни.

Христос пришёл в мир, что­бы предложить людям Своё Цар­ство. В то же время Он говорит, что не придёт Царство Божие примет­ным образом и не скажут: вот, оно здесь или там. «Ибо Царствие Бо­жие внутрь вас есть», — говорит Спа­ситель (Лк. 17, 21). Это означает, что Христос отныне придаёт человечес- кой жизни совершенно иное изме­рение, позволяющее совершенно по-иному воспринимать весь окру­жающий мир и наш жизненный опыт, то есть чувствовать присутствие Бога в своей жизни.

Чисто с человеческой — внешней, культурной, политической или соци­ологической — точки зрения можно сказать, что христианство принесло роду человеческому грандиозные перемены в жизни людей. Христиан­ская нравственная идея оплодотво­рила римское право и греко-римскую культуру. Этот синтез дохристиан­ской культуры с Божественной нрав­ственной истиной, провозглашённой Спасителем, имел очень большое воздействие на умы и сердца лю­дей. Этот синтез сформировал то, что до сих пор называется христи­анской цивилизацией. Можно мно­го говорить о влиянии христианства на искусство и особенно на филосо­фию, потому что в центре размыш­лений о мире и о человеке после пришествия Христа Спасителя был Бог, и главная философия жизни вы­растала из этого факта: того, что в центре человеческого бытия — Бог, ставший Человеком.

Но если посмотреть на жизнь лю­дей, то конфликтов не стало мень­ше, скорбей не стало меньше, греха не стало меньше. И тогда возника­ет вопрос: а что же по существу при­нёс Христос людям? Только ли новую философию, новую культуру, новую нравственность, новые стимулы для развития искусства и многих других сторон человеческой жизни? Конечно, нет! Господь принёс нечто большее.

Он рождается слабым и безза­щитным младенцем в Вифлеемской пещере. Он проводит жизнь просто­го человека, плотника, также безза­щитного, которого очень легко схва­тить, арестовать, подвергнуть пытке и казнить. Он не опирается ни на ка­кую силу, даже на Божественную силу свыше. Именно в этом смысл Его ответа Пилату, когда говорит, что мог бы сделать так, чтобы леги­он ангелов встал на Его защиту (Ин. 18:36). Но Он не призывает эту силу. Почему? А именно потому, что Бог требует от человека в отношении к Себе не действий по принуждению, будь то под влиянием человеческой или даже Божественной силы. Он требует от человека свободных дей­ствий. Каждый сохраняет свободу верить или не верить, принять Хри­ста или не принять, принять образ жизни, который Он предлагает или отвергнуть его; и нет никакого давле­ния, ничто не может извне повлиять на человеческий выбор, если сам че­ловек с этим выбором не согласен. Но независимо от этого Господь ста­новится одним из нас, Он входит в жизнь рода человеческого, в челове­ческую историю. Причём, Он вошёл в неё как победитель. И эта победа Христа над злом, над диавольской силой, явленная в ночь Воскресе­ния, была продолжением Вифлеем­ской ночи и связана с пришествием в мир Господа.

Кто-то скажет: сколько обид, сколько скорбей, сколько болезней, сколько конфликтов и, переходя от личной, семейной, даже обществен­ной жизни к жизни планеты, сколь­ко войн, сколько несправедливости, сколько разного рода скрытых стра­тегий, направленных на утвержде­ние зла в роде человеческом! Где же здесь победа Христа?

Господь победил зло в корне, а значит, всё наше человеческое зло, которое так тяжело давит на каждо­го из нас. Это некая реальность, тес­но связанная с нашим внутренним миром, это всё внутри нас. Нам ка­жется, что события объективны, а на самом деле их восприятие субъ­ективно. Это мы радуемся или скор­бим, это мы совершаем дела благо­родные, честные или подлые. Это мы идём по жизни в соответствии с нравственными принципами или ста­новимся преступниками в прямом или переносном смысле этого слова. Это всё внутри нас. А объективно, если говорить в масштабах челове­ческой истории и даже метаистории, то есть того, что выходит за границы истории, — там только победа Христа.

Это означает, что мы, ставшие рядом с Христом, пришедшим к нам, стоим на стороне силы, хотя часто эта сила очень многим представля­ется невероятной слабостью. Отны­не мы стоим вместе с Богом, сила которого превышает всякую челове­ческую силу. И наш долг, в первую очередь каждого, кто называет себя христианином, — утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъек­тивным и виртуальным, но принося­щим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию прав­ду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу, служить Мла­денцу, родившемуся в Вифлееме, и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величай­шее призвание.

И потому «да не смущается серд­це ваше — веруйте в Бога и в Меня веруйте», — говорит Господь Своим ученикам (Ин. 14:1). Эти слова из последней Его беседы с апостола­ми накануне страданий обращены и к каждому из нас: не смущайтесь, не пугайтесь, будьте тверды, с вами Бо­жия правда.

Вот почему мы называем Рож- дество Христово праздником надеж­ды, потому что через соприкоснове­ние с этим событием мы обретаем великую надежду на то, что явлена будет и нам, и другим, и всему миру Божия правда — рано или поздно, че­рез радость или через скорбь, через мир душевный или через страдания; и не существует ничего, что было бы сильнее этой правды.

В преддверии Рождества Христо­ва хочется пожелать всем нам хра­нить веру в сердце своём, хранить её крепко, ибо это реальный фунда­мент для созидания мирной жизни человека. А через веру и достойную жизнь, в соответствии с этой верой, пусть победа Христа отобразится в деяниях каждого из нас и поможет всем нам утверждать мир в сердце, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Тот мир, о котором возвещали ангелы в рождественскую ночь: «Слава в вы­шних Богу, и на земли мир, в челове­цех благоволение!» (Луки 2, 14).

С наступающими праздниками Рождества Христова, Новолетия благости Господней и Богоявления.

Тимофей ГРИЦЕНКО,

благочинный церквей

Благодарненского округа

митрофорный протоиерей