Часовых дел мастер


Сергей Иванович Рязанов из тех, чьи предки были в числе ранних поселенцев села Благодарного. Фамилия его далёкого прапрапрадеда фигурирует в списках 10-й ревизии 1858 года. С тех пор благодарненская земля взрастила не одно поколение Рязановых — трудолюбивых, талантливых, мастеровых.

В районе до сих пор помнят Ива­на Фёдоровича Рязанова — одного из самых первых и опытных местных часовщиков. С 1935 по 1976 годы он «лечил» часы земляков. Стрел­ки, корпуса, циферблаты, маятники были в его жизни повсюду — и на рабо­те, и дома. Неудивительно, что пер­выми и самыми любимыми игрушка­ми сына Сергея стали именно они. Он мог часами наблюдать за тем, как отец «колдует» над мелкими деталя­ми, оживляя, казалось бы, безнадёж­но испорченные, навсегда остано­вившиеся механизмы. Было в этом что-то волнующее, почти волшебное.

Свои первые часы Сергей Ива­нович отремонтировал в пятнадцать лет. А после армии начал работать вместе с отцом в местном отделении ставропольской ремонтной мастерской «Рембыттехника». Параллельно подрабатывал в «Бытторгсервисе».

Много лет он дарил часам все­возможных форм и размеров новую жизнь. Сколько их современных, не очень и совсем старинных (XVIII-XIX век) прошло через его умелые руки за эти годы — не перечесть. И ведь этот процесс до сих пор не прекращается.

Несмотря на то, что из-за проблем со зрением Сергей Иванович часов­щиком официально больше не ра­ботает (вот уже 20 лет он трудится в Благодарненских РЭС токарем), его дом и скромная личная мастерская постоянно заполнены музыкальным боем, отсчитывающим уходящие ми­нуты. Большая часть часов — личная коллекция. Многие попали к нему в плачевном состоянии. Пришлось полностью реставрировать корпуса, менять циферблаты, маятники, дол­го и тщательно перебирать «внутрен­ности», запуская механизм.

Сейчас стены его дома украша­ют шесть оригинальных и по-своему уникальных «машин времени». Са­мые молодые часы — советские, 1960 года выпуска, остальные постарше: немецкие производились в сороко­вые годы, а продукция французско­го производства «Le Roi А Париж» выпускалась ещё в XVIII веке. И все идут, как новенькие, — часовщик «вы­лечил». Ещё несколько ждут своей очереди в мастерской.

Часы на ремонт ему приносят до сих пор, причём не только жители района, порой приезжают из разных уголков Ставропольского края. Пото­му что, как объяснил его друг, крае­вед и коллекционер, А.И. Кашпоров, отреставрировать старинные часы настолько мастерски по силам толь­ко Сергею Ивановичу.

На память о работе часовщиком пятого разряда у С.И. Рязанова оста­лись внушительная стопка Почётных грамот и несколько нагрудных знаков «Ударник коммунистического труда». Часами он теперь занимается исклю­чительно для души, которая уже про­сто не может обойтись без успокаи­вающего ритма отсчитывающих вре­мя стрелок и разноголосого боя ку­рантов.

Интересуюсь, что же ему так нра­вится в этой непростой и кропотли­вой работе, ведь с какими мелкими деталями приходится иметь дело! А некоторые детали, за неимением иной возможности, он изготавливает собственноручно.

Ответ был простым — как и рань­ше завораживает ощущение та­инства «оживления» практически умершего механизма. Когда удаёт­ся запустить часы, остановившие­ся, например, более ста лет назад, рождается уверенность, что жизнь, действительно, продолжается и этот процесс бесконечен, а проблемы и трудности — всего лишь нечто прохо­дящее, временное.

Часовых

Наталья НЕТКАЧЕВА

Фото Евгения ИВАНОВА