ЧЕРНОБЫЛЬ — чёрная быль — чёрная реальность — катастрофа


26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. Эта дата появилась в официальном календаре спустя 26 лет после аварии на Чернобыльской АЭС, печально известной на весь мир. В этот день мы вспоминаем погибших и одновременно отдаём почести живущим участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.

СПРАВОЧНО

26 апреля 1986 года весь мир «вздрогнул» от взрыва на чет­вёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, в результате которого был полностью разрушен реактор, в окружающую среду попало огромное количество радиоактив­ных веществ. Образовавшееся облако разнесло радионукли­ды по большей части территории Европы и Советского Союза.

Последствия аварий ликвидировали команды нескольких ведомств. В 30-километровой зоне вокруг АЭС работали спе­циалисты и военные. Всех их позднее стали называть ликви­даторами. Они находились в опасной зоне посменно: те, кто «набирал» максимально допустимую дозу радиации, уезжа­ли, на их место приезжали другие. Общее количество ликви­даторов достигло почти 600 тысяч человек.

В те годы (1986-1989) Благодарненский военный комис­сариат мобилизовал на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС более сотни воинов запаса.

 

Среди тех, кто принимал непо­средственное участие в лик­видации последствий ава­рии, был Иван Алексеевич Рыбин (на снимке) из Красных Ключей. В канун очередной скорбной годовщины он по­делился своими воспоминаниями о том, что довелось увидеть и пережить ему и его товарищам в самом пекле Чернобыльской катастрофы:

— В ту пору я работал элек­тромонтёром в колхозе им. В.И.Чапаева, был холост, ухажи­вал за престарелой больной матерью. 29 августа 1986 года вызвали в райвоенкомат. Приехал в Благодар­ный, направили в поликлинику про­ходить медкомиссию. Там было чело­век тридцать со всего района. После прохождения медкомиссии всех по­строили и офицер из военкомата объ­явил, что нас, как воинов запаса, мо­билизуют в армию на переподготов­ку сроком на 180 суток. По результа­там медкомиссии отобрали всего 13 человек, годных по состоянию здоро­вья к армейской службе, в том чис­ле и меня. Потом в военкомате с каж­дым из нас провели беседу. Сообщи­ли, что на Украине произошёл взрыв на каком-то важном объекте, инфор­мация засекречена, поэтому просили особо не распространяться.

31 августа 1986 года в Благодар­ном собрали команду будущих ликви­даторов из Нефтекумского, Левокум­ского, Будённовского и Благодарнен­ского районов, всего где-то человек сорок. Посадили в «Икарус» и отпра­вили в Ставрополь, а затем в Майкоп­ский военный учебный центр. Там нас учили пользоваться средствами ин­дивидуальной защиты от радиации и приборами для измерения уровня ра­диационного заражения.

16 октября эшелоном убыли к ме­сту назначения, на станцию Белая Церковь, где всех расформировали по разным воинским частям. Я попал в 25 бригаду, батальон химзащиты, с местом дислокации в селе Ораное, что в 40 километрах от ЧАЭС.

Жили в палатках, заступали в на­ряды, в общем, жили обычной армей­ской жизнью. Через день нас вози­ли на атомную станцию, где мы вы­полняли работы по очистке террито­рии от строительного и прочего мусо­ра. Приехав на объект, мы быстро вы­гружались и бежали на третий этаж какого-то здания. Там переодева­лись, надевали противогазы, сапо­ги со свинцовой подошвой, если тре­бовалось — специальные жилеты, за­щищавшие от радиации. Работали вокруг четвёртого реактора, уже тог­да накрытого саркофагом. Снача­ла территорию, на которой нам пред­стояло работать, обследовал дозиме­трист, определяя уровень радиации для расчёта допустимого времени ра­боты личного состава. И только по­сле этого выходили мы. Работали от 15 минут до трёх часов в зависимости от уровня радиации. Цепляли к тан­ку бетонные блоки, чтобы оттащить их в сторону для дальнейшей погруз­ки краном в самосвалы и отправки на захоронение. Грузили обломки бето­на, убирали мебель в столовой «Ро­машка» и т.п. После работы — обяза­тельный дозиметрический контроль и специальная обработка от радиаци­онной пыли. На каждого ликвидато­ра вёлся журнал, в котором записыва­лись дозы облучения, полученные за время работы в опасной зоне. Свою контрольную дозу в 25 рентген я полу­чил спустя чуть больше месяца служ­бы. На этом моя миссия ликвидато­ра считалась законченной. 24 ноября 1986 года я вновь демобилизовался и приехал домой. Продолжил работать электриком в колхозе до его ликвида­ции, создал семью, сейчас — на заслу­женном отдыхе.

За выполнение правительствен­ного задания по ликвидации послед­ствий аварии на Чернобыльской АЭС Иван Алексеевич Рыбин награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, памят­ными знаками «Защитнику Отече­ства от радиационных катастроф» и «Участник ликвидации последствий на ЧАЭС», юбилейными медалями, выпущенными к 20- и 25-летию со дня катастрофы. Разумеется, награ­ды — это лишь символ, отличительный знак о признании совершённых людь­ми Поступков с большой буквы. И вру­чались они не сразу. На долгое время об этих людях просто забыли. Многие из тех, кто спасал мир от послед­ствий аварии, рано ушли из жизни от различных онкозаболеваний, спрово­цированных радиационным облуче­нием, так и не получив своей награды.

Для многих Чернобыль — это горь­кая веха, связанная с потерей здо­ровья и тревогой за будущее своих близких. Для ряда семей — это горечь и скорбь по рано ушедшим из жизни сыновьям, мужьям и отцам. Вечная им память.

Всё меньше и меньше остаётся участников и свидетелей того траги­ческого события. Мы должны ценить и уважать подвиг ликвидаторов. Эти люди, пожертвовав своим здоровьем, шли спасать Родину, что заслужива­ет огромной признательности и ува­жения. Немногие на их месте посту­пили бы также.

Чернобыль нельзя забывать, что­бы не допустить снова подобных ис­пытаний, колоссальных необратимых потерь. И самую реальную картину тех событий могут дать их участники.

Земной поклон, благодарность всем тем, кто, рискуя своим здоро­вьем и жизнью, принимал участие в ликвидации последствий аварии, воз­рождал и продолжает возрождать к новой жизни обожжённую радиацией землю.

ЧЕРНОБЫЛЬ

Вячеслав САДИЛОВ

Фото автора