Что наша жизнь? Игра! КОМПЬЮТЕРНАЯ…


Серьёзную тревогу у психологов вызывает болезненное пристрастие людей к компьютерным играм.

Причины его формирования у детей и взрослых основаны на стремлениях и потребностях человека, а именно на желанном уходе от обыденной реальности и принятии новой и необходимой для человека статусной роли (победитель, лидер, активист, интеллектуал и т.д.). Существуют два наиболее распространённых вида такой психологической зависимости.

Уход от реальности

Основой этого механизма являет­ся потребность человека в «отстра­нении» от повседневных забот. Для людей, часто подвергающихся раз­личному виду стресса (семейный, профессиональный, учебный, со­циальный), уйти от этой надоевшей реальности можно, лишь «погрузив­шись» в другую — виртуальную. В этом дети и взрослые находят успокоение для себя, реализацию своих желаний «жить проще», «не замора­чиваться», считая себя достойными для виртуальной, более лучшей, на их взгляд, жизни. Это простой способ, хотя бы временно, пожить иначе, без проблем со сверстниками, без рабо­ты, на которую нужно ходить и т.д.

В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры слу­жат средством снятия стрессов, сни­жения уровня депрессии, то есть сво­его рода полезным терапевтическим методом. Однако их использование в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным.

На практике же, люди обычно зло­употребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Тут возника­ет опасность не временного, а полно­го отрешения от реальности и образо­вания очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следую­щим образом: человек на время «ухо­дит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. Однако зафиксированы и патологи­ческие случаи, при которых всё про­исходит наоборот: человек на время «выходит» из виртуальности в реаль­ный мир, чтобы не забыть, как он вы­глядит, и удовлетворить физиологиче­ские потребности. Психологическая часть потребностей сдвинута в вир­туальную реальность и удовлетворя­ется только там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опас­ностей, потому что человек не может делать в нём то, что ему дозволено в виртуальном. Установлено, что посто­янный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появле­нию устойчивой потребности бегства в виртуальный мир. В патологических случаях простые уговоры и убеждения близких, а также запреты ребёнку или взрослому не помогут. Людям, имею­щим ярко выраженную зависимость от желания уйти в виртуальный мир, необходима помощь психотерапевта или психиатра.

Принятие роли

В основе лежит потребность в игре как таковой, что свойственна лю­бому человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персо­нажа, которая позволяет игроку удо­влетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетво­риться в реальной жизни.

Ролевые игры, особенно в дет­ском возрасте, являются частью по­знавательной деятельности челове­ка. Все дети играют в них, сознатель­но принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя таким образом потреб­ность в познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замеща­ются интеллектуальными, и человек очень редко имеет возможность при­нять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется. Отсюда появляет­ся интерес к компьютерным играм.

Безусловно, это влечёт ряд се­рьёзных проблем в развитии лично­сти, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.

Таким образом, существует два основных психологических механиз­ма образования зависимости от роле­вых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновре­менно, но один из них может превосхо­дить другой по силе влияния на фор­мирование зависимости. Оба механиз­ма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно, есть основания пред­положить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетво­рён своей жизнью, не имеет психологи­ческих проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

Однако таких людей на самом деле очень немного. Мало, кто стремится к самосовершенствованию. И на это имеются немаловажные причины. В современном обществе быть «счаст­ливчиком», считаться оптимистом ча­сто не модно. Большинству людей ка­жется, что если они будут «страдаль­цами», то вызовут больший интерес к себе, сочувствие к своему положению, а следовательно, они вправе рассчи­тывать на помощь разного рода от окружающих их людей. Поэтому боль­шинство людей социологами и психо­логами считаются потенциально пред­расположенными к формированию психологической зависимости от ро­левых компьютерных игр.

Проблема обширна и многогранна

Как ни банально это звучит, но че­ловечество погружается в компьюте­ры и компьютерные сети. Всё боль­ше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависи­мыми от компьютерных игр. Родите­ли должны задуматься над этим уже сегодня. Никогда не поздно сделать благо для своего ребёнка, а именно проявить заинтересованность в соб­ственном самообразовании по дан­ному вопросу, изменить тактику об­щения с ребёнком, стиль воспитания. Жить жизнью своей дочери или сына не на словах, а на деле. И не ситуа­тивно, а регулярно, проявляя добро­желательный подход. Ведь на самом деле не так сложно для мамы и папы узнать круг общения их ребёнка, му­зыкальные и иные предпочтения.

Всегда можно найти время и же­лание устроить ребёнку семейный праздник по любому поводу (хорошая оценка в школе, достижения в трудо­вой или общественной жизни, уча­стие чада в конкурсах и т.д.) с пригла­шением его друзей, создать свои се­мейные традиции, показать преиму­щества посещения кружков и секций, подавать личный пример интересной жизни, быть опорой в экстренных си­туациях, быть защитниками прав и свободы своего сына или дочери.

Любовь к ребёнку не должна огра­ничиваться лишь необходимостью кормить, одевать и следить за его здоровьем. Любить ребёнка — значит, прикасаться к его душе, знать, что в ней происходит изо дня в день. И тог­да у детей не возникнет острой необ­ходимости уйти в виртуальный и бо­лее лучший для них мир компьютер­ных игр. Тогда лучшей для них игрой станет сама жизнь…

Людмила ЧЕМАРОВА,

педагог-психолог СОШ №15

Фото Натальи НЕТКАЧЕВОЙ