Серьёзную тревогу у психологов вызывает болезненное пристрастие людей к компьютерным играм.
Причины его формирования у детей и взрослых основаны на стремлениях и потребностях человека, а именно на желанном уходе от обыденной реальности и принятии новой и необходимой для человека статусной роли (победитель, лидер, активист, интеллектуал и т.д.). Существуют два наиболее распространённых вида такой психологической зависимости.
Уход от реальности
Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных забот. Для людей, часто подвергающихся различному виду стресса (семейный, профессиональный, учебный, социальный), уйти от этой надоевшей реальности можно, лишь «погрузившись» в другую — виртуальную. В этом дети и взрослые находят успокоение для себя, реализацию своих желаний «жить проще», «не заморачиваться», считая себя достойными для виртуальной, более лучшей, на их взгляд, жизни. Это простой способ, хотя бы временно, пожить иначе, без проблем со сверстниками, без работы, на которую нужно ходить и т.д.
В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, то есть своего рода полезным терапевтическим методом. Однако их использование в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным.
На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Тут возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности и образования очень сильной психологической зависимости от компьютера.
Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время «уходит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. Однако зафиксированы и патологические случаи, при которых всё происходит наоборот: человек на время «выходит» из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Психологическая часть потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется только там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может делать в нём то, что ему дозволено в виртуальном. Установлено, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства в виртуальный мир. В патологических случаях простые уговоры и убеждения близких, а также запреты ребёнку или взрослому не помогут. Людям, имеющим ярко выраженную зависимость от желания уйти в виртуальный мир, необходима помощь психотерапевта или психиатра.
Принятие роли
В основе лежит потребность в игре как таковой, что свойственна любому человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет игроку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.
Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в них, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя таким образом потребность в познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными, и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется. Отсюда появляется интерес к компьютерным играм.
Безусловно, это влечёт ряд серьёзных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворён своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.
Однако таких людей на самом деле очень немного. Мало, кто стремится к самосовершенствованию. И на это имеются немаловажные причины. В современном обществе быть «счастливчиком», считаться оптимистом часто не модно. Большинству людей кажется, что если они будут «страдальцами», то вызовут больший интерес к себе, сочувствие к своему положению, а следовательно, они вправе рассчитывать на помощь разного рода от окружающих их людей. Поэтому большинство людей социологами и психологами считаются потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.
Проблема обширна и многогранна
Как ни банально это звучит, но человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети. Всё больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Родители должны задуматься над этим уже сегодня. Никогда не поздно сделать благо для своего ребёнка, а именно проявить заинтересованность в собственном самообразовании по данному вопросу, изменить тактику общения с ребёнком, стиль воспитания. Жить жизнью своей дочери или сына не на словах, а на деле. И не ситуативно, а регулярно, проявляя доброжелательный подход. Ведь на самом деле не так сложно для мамы и папы узнать круг общения их ребёнка, музыкальные и иные предпочтения.
Всегда можно найти время и желание устроить ребёнку семейный праздник по любому поводу (хорошая оценка в школе, достижения в трудовой или общественной жизни, участие чада в конкурсах и т.д.) с приглашением его друзей, создать свои семейные традиции, показать преимущества посещения кружков и секций, подавать личный пример интересной жизни, быть опорой в экстренных ситуациях, быть защитниками прав и свободы своего сына или дочери.
Любовь к ребёнку не должна ограничиваться лишь необходимостью кормить, одевать и следить за его здоровьем. Любить ребёнка — значит, прикасаться к его душе, знать, что в ней происходит изо дня в день. И тогда у детей не возникнет острой необходимости уйти в виртуальный и более лучший для них мир компьютерных игр. Тогда лучшей для них игрой станет сама жизнь…
Людмила ЧЕМАРОВА,
педагог-психолог СОШ №15
Фото Натальи НЕТКАЧЕВОЙ