Сегодня, чтобы быть успешными в жизни, наши дети должны обладать целым рядом компетенций, развить большую часть которых можно и нужно не только в рамках школьного урока, но и на занятиях в системе дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования — один из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Они отличаются от общеобразовательных тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
В Концепции модернизации российского образования подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
В Ставропольском крае накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования обучающихся, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений, работе с талантливыми детьми. Всеми формами творческого развития в крае охвачено более 60 процентов учащихся. Получают своё развитие детско-юношеский спорт, трудовые объединения школьников, в том числе ученические производственные бригады, детские общественные объединения.
Основными проблемами, требующими решения в среднесрочной перспективе, остаются устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, низкие темпы её модернизации, низкая заработная плата педагогов, относительно высокий уровень подростковой преступности и безнадзорности.
Для качественной реализации дополнительного образования в школе министерством образования и молодёжной политики Ставропольского края разработана и утверждена «Стратегия развития системы образования СК до 2020 года», одним из приоритетных направлений реализации которой является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения посредством развития сети учреждений дополнительного образования.
В Благодарненском районе дополнительное образование детей представлено семью учреждениями: Благодарненская детская школа искусств, Благодарненская детско-юношеская спортивная школа, Сотниковская детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, Центр дополнительного образования детей, Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Факел», Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Золотой колосок».
В организациях допобразования района реализуют свои запросы около 4,5 тысячи детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Все действующие образовательные учреждения лицензированы, аттестованы, имеют свидетельство государственной аккредитации. Таким образом, созданы необходимые условия для получения обучающимися и воспитанниками качественного дополнительного образования.
Образовательную деятельность осуществляют специалисты, профессионалы, мастера своего дела, что обеспечивает её разносторонность, привлекательность, уникальность. Дополнительное образование детей — это «зона ближайшего развития» личности ребёнка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одарённых учащихся.
Затраты бюджета на дополнительное образование детей — долгосрочные инвестиции в будущее развитие российского государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества, безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. Поэтому правительство Ставропольского края и администрация Благодарненского муниципального района оказывают всяческую, в том числе и финансовую, поддержку учреждениям дополнительного образования детей.
В соответствии с постановлением правительства СК от 7 июля 2014 года №260-п «О распределении в 2014 году субсидий, выделяемых из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных районов и городских округов СК на софинансирование мероприятий по исполнению требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения СК объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, находящихся в собственности муниципальных образований СК», в рамках реализации государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан», мероприятий подпрограммы «Доступная среда», программы БМР СК «Социальная поддержка граждан», утверждённой постановлением АБМР СК от 12 ноября 2013 года №79, в 2014 году из федерального и местного бюджетов на оборудование средств доступности здания Благодарненской ДЮСШ выделены финансовые средства в сумме 341 тыс. 070 рублей.
Согласно программе БМР СК «Развитие образования», утверждённой постановлением АБМР СК от 12 ноября 2013 года №79, в 2014 году на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования детей выделены и реализованы средства в сумме 1 млн. 102 тыс. 852 рубля, из них на капитальный ремонт:
— наружного водоснабжения Центра дополнительного образования детей — 156 тыс. 882 рубля;
— оконных блоков здания Дома детского творчества — 51 тыс. 366 рублей;
— туалета Детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Золотой колосок» — 329 тыс. 626 рублей;
— кровли Благодарненской детской школы искусств — 20 тыс. рублей;
— системы отопления Благодарненской ДЮСШ — 544 тыс. 978 рублей.
В учреждениях допобразования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.
Цель программы развития дополнительного образования детей Благодарненского района состоит в создании условий для обеспечения общедоступности дополнительного образования, развитии творческих и физических способностей детей. Среди основных задач, направленных на обеспечение качества, доступности и эффективности образования: развитие системы воспитания детей, повышение доступности системы дополнительного образования; укрепление материально-технической базы; повышение заработной платы педагогических работников; развитие платных дополнительных образовательных услуг; увеличение доли детей, получающих дополнительные образовательные услуги; проведение мероприятий для детей и молодёжи.
Дополнительное образование предусматривает реализацию конкретных мер в организационном, кадровом, программно-методическом и информационном аспектах.
В соответствии с основными направлениями и механизмами преобразований в системе образования района предполагается реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение обозначенной цели и задач, укрепление материально-технической базы учреждений в соответствии с современными требованиями.
Решение этих задач позволит использовать потенциал системы дополнительного образования детей в целях обеспечения качества, доступности и эффективности образования. Конечным результатом реализации Программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
Вячеслав КАМСКИЙ
Фото Евгения ИВАНОВА