Дополнительное образование -  путь к воспитанию  всесторонне развитой личности

Дополнительное образование — путь к воспитанию всесторонне развитой личности


Сегодня, чтобы быть успешными в жизни, наши дети должны обладать целым рядом компетенций, развить большую часть которых можно и нужно не только в рамках школьного урока, но и на занятиях в системе дополнительного образования.

Учреждения дополнитель­ного образования — один из основных социальных институтов, обеспечи­вающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных спо­собностей детей. Они отличаются от общеобразовательных тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освое­ния образовательной програм­мы дополнительного образова­ния в избранной сфере познания.

В Концепции модернизации рос­сийского образования подчёркнута важнейшая роль учреждений допол­нительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способно­стей и интересов личностного, со­циального и профессионального са­моопределения детей и молодёжи.

В Ставропольском крае накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внеш­кольного) образования обучающих­ся, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений, работе с талантливыми детьми. Всеми формами творческо­го развития в крае охвачено более 60 процентов учащихся. Получают своё развитие детско-юношеский спорт, трудовые объединения школь­ников, в том числе ученические производственные бригады, дет­ские общественные объединения.

Основными проблемами, тре­бующими решения в среднесроч­ной перспективе, остаются уста­ревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, низкие темпы её модернизации, низкая заработ­ная плата педагогов, относитель­но высокий уровень подростковой преступности и безнадзорности.

Для качественной реализации дополнительного образования в школе министерством образова­ния и молодёжной политики Став­ропольского края разработана и утверждена «Стратегия развития системы образования СК до 2020 года», одним из приоритетных на­правлений реализации которой яв­ляется сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения посредством развития сети учрежде­ний дополнительного образования.

В Благодарненском районе до­полнительное образование детей представлено семью учрежде­ниями: Благодарненская детская школа искусств, Благодарненская детско-юношеская спортивная шко­ла, Сотниковская детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, Центр дополнитель­ного образования детей, Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Фа­кел», Детский оздоровительно-образовательный (профиль­ный) центр «Золотой колосок».

В организациях допобразования района реализуют свои запросы около 4,5 тысячи детей и подрост­ков в возрасте от 5 до 18 лет. Все действующие образовательные учреждения лицензированы, ат­тестованы, имеют свидетельство государственной аккредитации. Та­ким образом, созданы необходимые условия для получения обучающи­мися и воспитанниками качествен­ного дополнительного образования.

Образовательную деятель­ность осуществляют специалисты, профессионалы, мастера своего дела, что обеспечивает её разно­сторонность, привлекательность, уникальность. Дополнительное об­разование детей — это «зона бли­жайшего развития» личности ре­бёнка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соот­ветствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Гибкость дополнительного об­разования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формиро­вания лидерских качеств, развития социального творчества, форми­рования социальных компетенций. Система дополнительного образо­вания детей развивается на меж­ведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одарённых учащихся.

Затраты бюджета на до­полнительное образо­вание детей — долго­срочные инвестиции в будущее развитие рос­сийского государства, кадровый потенциал интеллектуаль­ного, научно-технического, творче­ского и культурного развития обще­ства, безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. Поэтому прави­тельство Ставропольского края и ад­министрация Благодарненского му­ниципального района оказывают всяческую, в том числе и финансо­вую, поддержку учреждениям допол­нительного образования детей.

В соответствии с постановлени­ем правительства СК от 7 июля 2014 года №260-п «О распределении в 2014 году субсидий, выделяемых из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных районов и городских округов СК на софинан­сирование мероприятий по испол­нению требований доступности для инвалидов и других маломобиль­ных групп населения СК объектов социальной, транспортной, инже­нерной инфраструктур, находящих­ся в собственности муниципальных образований СК», в рамках реали­зации государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан», мероприятий подпрограммы «Доступная среда», программы БМР СК «Социальная поддержка граждан», утверждённой постановлением АБМР СК от 12 но­ября 2013 года №79, в 2014 году из федерального и местного бюджетов на оборудование средств доступно­сти здания Благодарненской ДЮСШ выделены финансовые средства в сумме 341 тыс. 070 рублей.

Согласно программе БМР СК «Развитие образования», утверж­дённой постановлением АБМР СК от 12 ноября 2013 года №79, в 2014 году на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного обра­зования детей выделены и реализо­ваны средства в сумме 1 млн. 102 тыс. 852 рубля, из них на капиталь­ный ремонт:

— наружного водоснабжения Цен­тра дополнительного образования детей — 156 тыс. 882 рубля;

— оконных блоков здания Дома дет­ского творчества — 51 тыс. 366 рублей;

— туалета Детского оздоровительно-образовательного (профильного) цен­тра «Золотой колосок» — 329 тыс. 626 рублей;

— кровли Благодарненской детской школы искусств — 20 тыс. рублей;

— системы отопления Благодарнен­ской ДЮСШ — 544 тыс. 978 рублей.

В учреждениях допобразования детей более эффективно внедря­ются социально-педагогические мо­дели деятельности, поскольку тра­диции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитыва­ют особенности социума. Следстви­ем этого является накопление деть­ми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознан­ного выбора профессии, получе­ние квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к из­меняющимся условиям жизни.

Цель программы развития до­полнительного образования детей Благодарненского района состо­ит в создании условий для обеспе­чения общедоступности дополни­тельного образования, развитии творческих и физических способ­ностей детей. Среди основных за­дач, направленных на обеспечение качества, доступности и эффек­тивности образования: развитие системы воспитания детей, по­вышение доступности системы до­полнительного образования; укре­пление материально-технической базы; повышение заработной пла­ты педагогических работников; раз­витие платных дополнительных об­разовательных услуг; увеличение доли детей, получающих дополни­тельные образовательные услуги; проведение мероприятий для детей и молодёжи.

Дополнительное образование предусматривает реализацию кон­кретных мер в организационном, ка­дровом, программно-методическом и информационном аспектах.

В соответствии с основными на­правлениями и механизмами преоб­разований в системе образования района предполагается реализовать комплекс взаимосвязанных меропри­ятий, направленных на достижение обозначенной цели и задач, укрепле­ние материально-технической базы учреждений в соответствии с совре­менными требованиями.

Решение этих задач позволит ис­пользовать потенциал системы до­полнительного образования детей в целях обеспечения качества, до­ступности и эффективности обра­зования. Конечным результатом ре­ализации Программы должна стать вариативная система дополнитель­ного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого учени­ка школы.

Дополнительное

Вячеслав КАМСКИЙ

Фото Евгения ИВАНОВА