Дорога судьбы: Ленинград — Благодарный


Вера Яковлевна Паршина — женщина с очень непростой судьбой и сильным характером, на долю которой выпало множество трудных испытаний.

Блокада

Она родилась 12 июня 1938 года в Ленинграде. Отец Яков Иванович Емельянов работал на Путиловском военном заводе, мама — Анастасия Михайловна трудилась на обувной фабрике.

В дружной семье Емельяновых росло четверо детей — восьмилетняя Люся, шестилетний Дима, трёхлетняя Вера и малышка Валечка, родившаяся перед самой войной.

Едва успев увидеть младшую дочь, отец ушёл на фронт, а 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

Враг мечтал стереть его с лица земли, но город жил — работал Кировский завод, выпускающий танки и снаряды, функционировали театры, филармонии, научно-исследовательские институты. Люди, обессилившие и голодные, продолжали работать…

Как рассказывала потом мама Веры Яковлевны, зима 41-ого выдалась очень суровой. Люди ели хвою и жмых, хлеба выдавали по 125 г на человека — это размер спичечного коробка. В городе не осталось ни птиц, ни кошек, ни собак.

Воду возили на санках прямо из реки Невы. Голодные, обессилившие люди нередко падали и умирали прямо на улицах. Мёртвых было так много, что их не успевали убирать.

Дом Емельяновых опустел. Всё, что в нём было, Анастасия Михайловна выменяла на продукты, но детей это не спасало, из четверых выжила только Вера.

Время не лечит

Полностью блокада города была снята зимой 1944 года, но лишь в мае Вера с мамой смогли выехать из города к её родителям в Калининскую (ныне Тверскую) область.

Их встречали бабушка Василиса и мамин племянник дядя Толя. До деревни Чернухи, где они жили, добирались 25 км пешком, никакой транспорт туда не ходил. Вера Яковлевна помнит, как дядя вёз её на санях, а она всю дорогу просила картошки.

В деревне немцев не было, и дедушка с бабушкой не голодали. У них была корова и огород в сорок соток, где выращивались не только овощи, но и рожь. Зерно потом мололи на мельнице и пекли хлеб.

После войны отец Веры Яковлевны вернулся к семье, но в Ленинграде они с супругой больше жить не могли, переехали в Горьковскую область. Слишком свежи были в памяти матери, потерявшей детей, страшные воспоминания о блокаде. Она не любила рассказывать о том времени, а когда, спустя много лет поехала в гости к младшему сыну, который учился и жил в Ленинграде, упала в обморок прямо на улице, заново пережив весь ужас случившегося с ней здесь в годы войны. Есть раны, которые время не лечит…

Педагог-универсал

Окончив восемь классов, Вера Яковлевна поступила в Краснохолмское педагогическое училище, а по выходным навещала дедушку с бабушкой, несмотря на то, что приходилось идти пешком туда и обратно по 25 километров.

Её первым рабочим местом стала школа в Калининской области. Когда Вера Яковлевна пришла на собеседование, оказалось, что учитель начальных классов в ней не требовался, зато был просто необходим учитель русского языка и литературы. Именно эту должность ей и предложили занять. Девушка не растерялась, она собиралась получать высшее образование и с готовностью согласилась на предложение.

К учебному процессу Вера Яковлевна подходила очень ответственно, долго и тщательно готовилась к каждому уроку, а благодаря доброжелательному характеру и природной общительности, легко находила общий язык с каждым учеником.

Поскольку учителей по другим дисциплинам не хватало, её уговорили вести ещё и уроки немецкого, который девушка изучала только в рамках программы педучилища, да и то довольно поверхностно. Она справилась и с этой непростой задачей, хотя, признаётся, в процессе самой пришлось многому учиться. Позже девушка поступила в институт и окончила его заочно, получив профессию филолога.

Ставрополье

В Ставропольский край Вера Яковлевна приехала по рекомендации подруги, которой довелось в нём работать.

Она посоветовала юной учительнице написать письма в школы города Будённовска и села Александровского. Вера так и сделала, поскольку уже не раз задумывалась о переезде в другой регион, где до районного центра не придётся шагать пешком по 25 километров, в том числе через лес, и где не нужно бояться встретить волка по дороге из школы. Такой случай в жизни девушки, действительно, был, и те несколько мгновений, когда она и страшный зверь смотрели друг на друга, пока волк не свернул в сторону, навсегда отпечатались в её памяти.

Вскоре из Александровского пришёл положительный ответ — молодую учительницу приглашали на работу и она, ни разу до того не бывавшая на Ставрополье, купила билет в один конец.

Южный климат, плодородные земли, арбузные бахчи и усыпанные фруктами плодовые деревья стали для В.Я. Емельяновой откровением — слишком непривычным было такое зрелище, словно в сказку попала.

Три года она работала в школе на х. Жуковском Александровского района, где молодого грамотного специалиста сразу назначили завучем. А потом в её жизнь вошла любовь, и очень многое, в том числе место работы, изменилось. Вера Яковлевна вышла замуж за жителя с. Китаевского Евгения Александровича Паршина. Вскоре у супругов родился сын Андрей, и на семейном совете решали вопрос, как жить дальше. Декретные тогда не платили, а яслей в округе не было — и без работы трудно, и ребёнка оставить негде.

Сначала семья переехала в Апанасенковский район. Проработали там два года, а в 1967 году обосновались в зерносовхозе Ставропольском Благодарненского района, где когда-то жили родственники Веры Яковлевны.

Работа и семья

Общий педагогический стаж Веры Яковлевны — тридцать семь лет, и двадцать пять из них она проработала в СОШ №3 пос. Ставропольского, где была завучем, параллельно вела уроки русского языка и литературы, и три года занимала должность директора школы.

Старожилы и бывшие коллеги до сих пор помнят эту добрую, активную, общительную, неравнодушную к чужой беде женщину и её добросовестное, вплоть до полной самоотдачи, отношение к работе.

Все свои обязанности Вера Яковлевна выполняла на совесть, болела душой за общее дело и в том, что школа в те годы числилась в лидерах по количеству отличников и другим показателям, в немалой степени есть и её заслуга.

Всё ж главным приоритетом для женщины всегда была семья — муж и трое детей. И когда серьёзно заболевший супруг попросил переехать на его малую родину в село Китаевское, она, хоть и жалко было оставлять любимую работу, согласилась.

На новом месте не было даже пригодного для жизни жилья, а из-за проблем с пересылкой документов супруги почти четыре месяца не получали пенсию. Пришлось всё начинать сначала…

Бабушка-мама

О судьбе Веры Яковлевны можно было бы написать роман. Она и сама постаралась увековечить самые памятные моменты своей жизни и снимки дорогих людей в фотоальбоме, где старые фотокарточки чередуются с записями о семье и родных.

Пожилая женщина обводит пальцем фотографии дорогих людей, рассказывает их истории и никак не может унять дрожь в голосе — больно говорить о своих самых горьких потерях.

Первым ушёл из жизни супруг. Став вдовой, Вера Яковлевна полностью посвятила себя детям и внукам. А потом судьба нанесла новый удар — один за другим умерли младший сын Василий с женой, оставив сиротами двоих детей…

Сегодня Вера Яковлевна живёт в Благодарном с потерявшими родителей внуком и внучкой, окружив их любовью, теплом и заботой.

Несмотря на всё пережитое, она очень открытый и добрый человек, не ожесточившийся от потерь. Ей просто некогда унывать и опускать руки, потому, что есть ради чего и ради кого жить.

Перечень наград и званий этой удивительной женщины впечатляет: помимо памятных знаков, касающихся блокады Ленинграда, и юбилейных медалей к годовщине победы в ВОВ, она награждена медалью «За доблестный труд» и знаком «Отличник народного просвещения» имеет звание «Ветеран труда» и большое количество почётных грамот от краевых до федеральных, но самые главные и дорогие для неё звания — это, конечно же, мама и бабушка, а самая желанная награда — счастье детей и внуков.