В преддверии начала нового учебного года начальник отдела образования В. В. Панфёров по традиции подвёл некоторые итоги и поделился планами на ближайшее будущее.
— Владимир Васильевич, расскажите о приоритетах современной системы образования.
— Основные направления деятельности системы образования Благодарненского муниципального района в 2014-2015 учебном году — это исполнение государственных программ общего и дополнительного образования, развитие кадрового потенциала образовательных учреждений, выявление и психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей, гражданское и духовно-нравственное воспитание обучающихся, развитие взаимодействия с общественностью, сохранение и укрепление здоровья детей. А главная цель нашей работы всегда неизменна — реализация права каждого ребёнка на доступное и качественное образование.
— А как распределились бюджетные расходы?
— В бюджете 2015 года на отрасль «Образование» заложено 545 787 000 рублей. Наибольшая доля расходов приходится на оплату труда, коммунальных услуг, налогов, продуктов питания и на содержание школьного имущества.
Среднемесячная заработная плата за 6 месяцев составила у педагогических работников дошкольных образовательных организаций — 17 813,29 рубля; у работников общеобразовательных учреждений — 26 802,22; у работников учреждений дополнительного образования детей — 17 918,36 рубля.
Для эффективного функционирования и развития системы образования в отчётный период велась работа по укреплению и модернизации учебно-материальной базы. Чтобы создать в общеобразовательных учреждениях условия, обеспечивающие безопасность, выполнение требований санитарных норм в рамках муниципальной программы «Развитие образования» к началу 2015-2016 учебного года выделены дополнительные средства на ремонт кровли, отопления, водоснабжения, канализации в образовательных организациях района, на капремонт бассейна в школе № 15.
Всего на подготовку учреждений к началу учебного года из муниципального бюджета выделено 9 840 000 руб. На проведение мероприятий по обеспечению безопасности — 4 602 000 рублей.
— А что скажете о дошкольном образовании?
— Велась целенаправленная работа по обеспечению качества дошкольного образования, по созданию условий для наиболее полного развития способностей, личностных качеств дошкольников на основе системно-деятельностного подхода при реализации комплексных и вариативных программ.
В целом система дошкольного образования в районе стабильно функционирует и развивается. Детский сад №7 стал лауреатом конкурса «100 лучших ДОУ России» III Всероссийского образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» (зав. В.Ф. Тапешкина). В краевом конкурсе «Детский сад года -2014» в номинации «Лучший государственный детский сад» победил детский сад № 1 «Ягодка» (зав. Л.К. Любителева). Дальнейшее развитие системы дошкольного образования будет зависеть от правильности и своевременности принятых решений на всех уровнях власти.
Во исполнение краевой целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2013-2015 годы» в а. Эдельбай Благодарненского муниципального района ведутся работы по строительству нового детского сада на 150 мест.
— А какие результаты показали наши ребята, сдавая ЕГЭ?
— Государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего и общего образования в форме ЕГЭ в 2015 году проходили 280 выпускников района. Обошлось без технологических и организационных сбоев. Средний балл по русскому языку составил 62, результат профильного экзамена по математике — 37 баллов. Итоги сдачи ЕГЭ по русскому языку, географии, литературе, информатике, английскому языку, физике, обществознанию и химии выше результатов прошлого года.
Стобалльник в районе всего 1 (по русскому языку у Юлии Тибайкиной, СОШ №1). От 80 до 99 баллов набрали по русскому языку 36 выпускников (в 2014 году — 29); по обществознанию — 3, по истории — 1, по биологии — 4, по химии — 1, по английскому — 1. Сдали ЕГЭ и получили аттестаты 248 выпускников. Не получили аттестаты 32 выпускника: у одного неудовлетворительные результаты по двум обязательным предметам, остальные не смогли пересдать математику в резервный день. Обучающиеся данной категории имеют право участвовать в ГИА по обязательным предметам в сентябре 2015 года.
— Какие цели стоят перед педагогами и учениками в новом учебном году?
— Первоочередной задачей остаётся повышение качества на всех уровнях общего образования и эффективная подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.
Поиски новых форм в обучении и воспитании школьников сегодня связаны с процессом модернизации содержания образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации ребёнка, гуманизацией среды его обитания и жизнедеятельности.
Одной из самых эффективных форм обучения одарённых детей стали предметные олимпиады, способствующие формированию у ребят глубоких и прочных знаний, развитию логического мышления и творческих способностей, повышению интереса к углублённому изучению предмета. 43 победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников приняли участие в региональном этапе. Призёрами по технологии стали Олег Бузов (11 класс, учитель П.В. Козлов, СОШ №15) и Арсен Мазницын (9 класс, учитель Ю.Д. Демидов, СОШ №3). Однако отсутствие призёров по основным школьным предметам на протяжении последних лет — факт, который заставляет задуматься.
— С какими результатами начинает учебный год система дополнительного образования?
— Показатель качества деятельности организаций дополнительного образования — победы обучающихся и педагогов в конкурсах краевого и всероссийского уровней. В шести учреждениях дополнительного образования занимались 4 104 человека. В общеобразовательных организациях действуют 16 детских общественных объединений.
В 2014-2015 учебном году звание лауреата конкурса «100 лучших школ России» в номинации «100 лучших организаций дополнительного образования детей» было присвоено МАОУ ДОД «ДОО(П) Ц «Золотой колосок» (дир. В.В. Муровятникова).
Думаю, в современных условиях руководителям образовательных организаций необходимо провести анализ востребованности тех или иных направлений дополнительного образования и адаптировать программы к возрастным особенностям школьников.
— А как оценивается деятельность педагогов?
— В связи с развитием системы образования Благодарненского муниципального района в ходе модернизации образования, реализации ПНПО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» повысился интерес к оценке деятельности учителя. Одним из ключевых направлений общего образования является развитие учительского потенциала, предполагающее внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации и пополнения школ новым поколением учителей.
В муниципальной системе образования в целях повышения престижа педагогической деятельности стало доброй традицией проводить районный конкурс профессионального мастерства «Созвездие». Наши учителя регулярно участвуют и в других подобных, раскрывающих их педагогический талант мероприятиях. Так, Т.И. Бородина, учитель русского языка и литературы СОШ №15, стала победителем районного и зонального этапов, а также призёром краевого этапа (3 место) конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека» в номинации «Классный руководитель».
— Приходят ли в систему образования молодые специалисты?
— Да. Одним из направлений подготовки и повышения квалификации кадров является организация работы с молодыми специалистами. В образовательных учреждениях района действует система наставничества опытных педагогов над вновь пришедшими коллегами. В 2014 — 2015 учебном году в общеобразовательных организациях района работали шесть молодых специалистов. Согласно постановлению администрации Благодарненского муниципального района СК от 15 июня 2011 года №449, молодым специалистам осуществлялась выплата ежемесячной материальной помощи в сумме 2 000 рублей.
— Какие требования выдвигает перед системой образования федеральный государственный образовательный стандарт?
— В связи со вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ», реализацией ФГОС дошкольного, начального и основного общего образования на 2015-2016 учебный год определены следующие приоритетные направления:
повышение качества образования на всех уровнях;
введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на втором уровне обучения в общеобразовательных учреждениях;
внедрение современных технологий воспитания и обучения, в том числе дистанционных, эффективное использование имеющихся информационно-методических ресурсов;
использование эффективных форм работы по раннему выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одарённых и талантливых детей на основе использования ресурсов дополнительного образования;
совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитию детского спортивно-массового движения;
развитие кадрового потенциала образовательных организаций, повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения социальных партнёров для обновления содержания образовательного процесса и инфраструктуры;
укрепление социального института семьи, повышение эффективности профилактической, правозащитной и реабилитационной деятельности в сфере предупреждения семейного неблагополучия и защиты прав семей с несовершеннолетними детьми.
— Какая именно работа проводится в этом направлении?
— Приоритетные направления в работе органа опеки и попечительства — защита прав и интересов детей, в том числе права ребёнка на семью; профилактическая работа с семьями и детьми, предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребёнка в его родной семье.
В Благодарненском муниципальном районе также исполняется законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц данной категории. Численность таких детей, состоящих на учёте на получение жилого помещения, составляет 222 человека. У 44 человек возникло право на получение специализированного жилого помещения по договору социального найма.
— Что бы вы пожелали работникам системы образования, подводя итог минувшего учебного года и встречая новый? — Уважаемые коллеги!
Прошёл ещё один непростой и очень интересный год. Оценивая его, видим много качественных преобразований во всех направлениях отрасли «Образование». Выражаю вам искреннюю благодарность за преданность своему делу, способность дарить внимание и заботу ученикам. Желаю любви и добра вашим семьям счастья, здоровья, благополучия и больших творческих успехов в новом учебном году!
С полным докладом о работе системы образования Благодарненского муниципального района по обозначенной теме можно ознакомиться на сайте http://blag-ob.edusite.ru
СПРАВОЧНО
Педагогический корпус района насчитывает 887 человек. В общеобразовательных учреждениях работают 545 человек, в дошкольных образовательных учреждениях — 280, в учреждениях дополнительного образования — 62 человека.
Дошкольные учреждения посещают 2 717 детей (2014 год — 2 689). 14 ДОУ расположены в сельской местности, 10 — в городе. Показатель охвата детей от 3 до 6,5 лет дошкольным образованием в 2014 г. составил 68%; от 5 до 6,5 лет — 72%.
В 2014 — 2015 учебном году в общеобразовательных школах бы открыт 321 класс, где обучались 6102 ребёнка.
На «отлично» окончили 2014-2015 учебный год 600 обучающихся (11,6% от общего количества аттестованных учеников). 32% от общей численности школьников учились на «хорошо» и «отлично». Качество знаний учащихся в 2015 году в сравнении с предыдущим периодом выросло на 1,1% и в среднем по району составило 46,1%.
По итогам обучения в 2015 году золотыми медалями Ставропольского края «За особые успехи в обучении» поощрены 29 выпускников общеобразовательных организаций района, серебряными медалями Ставропольского края «За особые успехи в обучении» награждены 5 человек. Аттестаты об основном общем образовании с отличием получили 32 выпускника девятых классов. Аттестаты о среднем общем образовании с отличием и медали «За особые успехи в учении» вручены 36 выпускникам одиннадцатых классов.
В новом учебном году за парты сядут 6 235 школьников, из них 750 — первоклассники и 293 — учащиеся одиннадцатых классов.
Подготовила
Наталья НЕТКАЧЕВА