Душа жаворонка


Она привыкла мало спать и вставать раньше солнечных лучей — большая часть жизни прошла именно в таком режиме. Её судьба — типична для женщины своего времени и неприемлема для современной молодёжи. Они так уже не смогут…

Нина Михайловна Любченко родилась в посёлке Русский в апреле 1942 года уже сиротой — отец погиб на фронте в декабре 41-го. Вскоре семья перебралась в расположенное неподалёку село Мирное, где Нина Михайловна живёт и сейчас.

Ей, как и всем детям, выросшим в послевоенные годы, повзрослеть пришлось рано. Окончив 7 классов школы, пятнадцатилетняя девочка ра­ботала телятницей в колхозе им. Ленина. Получала 30 двадцатидневных телят в распоряжение и растила их до шести месяцев. В её обязанности входили: уход, уборка, кормление, выпас. Чтобы отогнать питомцев на пастбище вовремя, вставать приходилось задолго до рассвета. Потом ра­ботала дояркой. Это сейчас процесс доения механизирован, а тогда всё приходилось делать вручную: 14 коров, и доить каждую нужно было дважды в день, а после отёла чаще.

В 1961 году Нине Михайловне удалось осуществить давнюю мечту — она поступила в училище станицы Григорополисской. Сдала экзамены на отлично и с энтузиазмом принялась осваивать профессию агронома. А через пять лет приступила к работе по специальности в бригаде колхо­за «Восход» (название изменилось после реорганизации). С 1969 г. — на­значена агрономом-семеноводом, позже занималась ещё и защитой расте­ний, а в начале 80-х некоторое время была главным агрономом колхоза.

Желанная профессия оказалась сложной: отнимала много сил и вре­мени. Нина Михайловна к тому времени вышла замуж за односельчани­на Владимира Ильича и стала матерью. Законный выходной у неё был только один — воскресенье. Разве переделаешь все домашние дела за один день? Вот и приходилось вставать ни свет ни заря, чтобы успеть накор­мить большое хозяйство, затопить печь (тогда топили углём), испечь хлеб и к 6-ти часам успеть на рабочую планёрку. А летом ещё и заготов­ки делать приходилось. Поэтому свет в её окнах горел иногда почти всю ночь…

— Я на сон не жадная была, двух-трёх часов в сутки вполне хватало, — вспоминает Нина Михайловна. — А по-другому не управиться.

Командировки за семенами в разные регионы края и страны, постоян­ный контроль за их качеством на всех этапах выращивания урожая — всё это интересно, но очень непросто и когда дочь Люба решила стать аг­рономом, Нина Михайловна её отговорила. Посоветовала выбрать более женскую профессию, которая позволила бы уделять больше времени се­мье.

В 1989 году не стало Владимира Ильича Любченко. Нина Михайловна и трое взрослых детей остались без его поддержки. Старшая дочь к тому времени уже вышла замуж. Нина Михайловна, хоть и тосковала, на ми­лость судьбе не сдалась. Она всё так же много работала, на паях с кол­хозом смогла построить дом для одного из сыновей. А к собственному — пристроила удобную летнюю кухню. Здесь теперь и живёт, не желая стеснять детей, внуков.

Позади 41 год трудового стажа, в коробке с документами хранится удо­стоверение «Ветерана труда» и одноимённая медаль. Есть трое любящих детей, шестеро внуков и один правнук. Несмотря на сложности, Нина Михайловна на судьбу не ропщет и благодарна ей за то хорошее, что име­ет. Женщина утратила здоровье, но не растеряла душевной щедрости и жизнелюбия. Её улыбка всегда дружелюбна и полна оптимизма, как и картины, которые она теперь вышивает. Без работы сидеть не может: ле­том пасёт гусят, до поздней осени ухаживает за цветами в своём палисад­нике, по холодам вяжет, шьёт, вышивает.

— А сплю по-прежнему мало, видимо, эту привычку уже не побороть,- с улыбкой признаётся селянка. — Наверное, я просто «вечный» жаворонок, вот и весь секрет…

Душа жаворонка

Наталья НЕТКАЧЕВА

Фото автора