Если продавец отказывает в приёме претензии


В филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Благодарненском районе» часто поступают жалобы от покупателей по вопросу отказа продавца в принятии претензии по месту совершения покупки. В основном это касается телефонов сотовой связи, которые сотрудники магазина чаще не принимают на проверку качества или диагностику.

Тем не менее, с точки зрения рос­сийского законодательства, права потребителя при обнаружении в то­варе недостатков определены ста­тьёй 18 Закона «О защите прав по­требителей». Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены про­давцом, по своему выбору вправе:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим пере­расчётом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительно­го безвозмездного устранения недо­статков товара или возмещения рас­ходов на их исправление потребите­лем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения дого­вора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Претензия предъявляется потре­бителем продавцу либо уполномо­ченной организации или уполномо­ченному индивидуальному предпри­нимателю (пункт 2 ст.18 Закона).

Анализируя жалобы, отмечаем, что чаще всего в магазинах, реа­лизующих телефоны сотовой свя­зи, отсутствуют уполномоченные лица на приём заявлений от потре­бителей. Покупателей обязывают заполнять заявления, содержащие условия, противоречащие законода­тельству о защите прав потребите­лей и ущемляющие их права (напри­мер, в данные заявления заранее включены условия о ремонте това­ра, хотя при этом потребитель сдаёт товар только на диагностику!)

В договоре купли-продажи, за­ключённом с потребителями, на то­варном чеке обычно указывается «продажа» и далее место фактиче­ского заключения договора. Таким образом, как следует из товарного чека, местом заключения договора выступает конкретный магазин, рас­положенный по конкретному адресу и действующий от имени продавца.

В случае спора о причинах воз­никновения недостатков това­ра продавец (изготовитель), упол­номоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обяза­ны провести экспертизу товара за свой счёт. Экспертиза товара прово­дится в сроки, установленные ст.ст. 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потре­битель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результата­ми оспорить заключение такой экс­пертизы в судебном порядке. Чаще потребителям предлагается обра­титься в сервисные центры самосто­ятельно для того, чтобы сократить время процедуры доставки товара до местонахождения, как утверж­дают продавцы. На самом деле у продавцов отсутствуют законные основания для отказа в принятии те­лефонов сотовой связи и такие дей­ствия продавца при отказе противо­речат нижеуказанным нормам права по следующим основаниям.

Уважаемые потребители: следует помнить, все устные комментарии, которые дают продавцы, не имеют юридической силы. Свои требова­ния при установлении признаков не­надлежащего качества в телефоне излагайте в письменной претензии или в книге жалоб и предложений по месту приобретения товара! Так­же требования вы можете отправить почтовой связью с уведомлением о получении претензии продавцом или вручить претензию продавцу в при­сутствии двух понятых.

 

Наригуль РИСКУЛОВА,

специалист филиала

ФБУЗ «Центр гигиены

и эпидемиологии в СК

в Благодарненском районе»