В филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Благодарненском районе» часто поступают жалобы от покупателей по вопросу отказа продавца в принятии претензии по месту совершения покупки. В основном это касается телефонов сотовой связи, которые сотрудники магазина чаще не принимают на проверку качества или диагностику.
Тем не менее, с точки зрения российского законодательства, права потребителя при обнаружении в товаре недостатков определены статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей». Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Претензия предъявляется потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (пункт 2 ст.18 Закона).
Анализируя жалобы, отмечаем, что чаще всего в магазинах, реализующих телефоны сотовой связи, отсутствуют уполномоченные лица на приём заявлений от потребителей. Покупателей обязывают заполнять заявления, содержащие условия, противоречащие законодательству о защите прав потребителей и ущемляющие их права (например, в данные заявления заранее включены условия о ремонте товара, хотя при этом потребитель сдаёт товар только на диагностику!)
В договоре купли-продажи, заключённом с потребителями, на товарном чеке обычно указывается «продажа» и далее место фактического заключения договора. Таким образом, как следует из товарного чека, местом заключения договора выступает конкретный магазин, расположенный по конкретному адресу и действующий от имени продавца.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст.ст. 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Чаще потребителям предлагается обратиться в сервисные центры самостоятельно для того, чтобы сократить время процедуры доставки товара до местонахождения, как утверждают продавцы. На самом деле у продавцов отсутствуют законные основания для отказа в принятии телефонов сотовой связи и такие действия продавца при отказе противоречат нижеуказанным нормам права по следующим основаниям.
Уважаемые потребители: следует помнить, все устные комментарии, которые дают продавцы, не имеют юридической силы. Свои требования при установлении признаков ненадлежащего качества в телефоне излагайте в письменной претензии или в книге жалоб и предложений по месту приобретения товара! Также требования вы можете отправить почтовой связью с уведомлением о получении претензии продавцом или вручить претензию продавцу в присутствии двух понятых.
Наригуль РИСКУЛОВА,
специалист филиала
ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в СК
в Благодарненском районе»