«Это не я-я-я…»


Вера Васильевна была из учительской династии. Как некогда её мама, она преподавала в школе химию. В далёкие годы брежневского застоя мама не без гордости заявляла своим коллегам, что целенаправленно растит из Верочки учителя, себе достойную преемницу. Вера даже не мечтала о другом, ей казалось, что она родилась с желанием «стать, как мама».

Жизнь её была размеренной и предсказуемой. После школы посту­пила в педагогический осваивать азы профессии. Студенческие труды не помешали ей влюбиться, выскочить замуж и родить детей. В шко­лу Вера Васильевна пришла состоявшейся женой и матерью подраста­ющих дочек. Словом, всё как у всех, никаких жизненных потрясений.

Петя Снык тоже был из династии — династии учеников. В много­детной семье Сныков рожали всех, кто должен был появиться на свет. О разумном планировании здесь даже не задумывались. Просто было некогда: в колхозе работали много и тяжело, отдыхали от трудов пра­ведных долго. Отдых измеряли сначала граммами, потом поллитрами и общим количеством выпитого.

Петя был уже пятым ребёнком в семье, и жизнь его состояла из сплошных потрясений. Они сопровождали Петю и дома, и в школе. С учёбой у него как-то не клеилось. Правила, определения и теоремы никак не укладывались в его голове.

Вера Васильевна учительствовала уже пятый год, когда судьба све­ла её с Петей Сныком. После года совместной напряжённой работы обеим сторонам нашего повествования пришлось признать, что химия не стала сферой жизненных интересов Пети, несмотря на всяческие ухищрения со стороны Веры Васильевны. Учительница и школьник, не сговариваясь, решили не мешать друг с другу. Она не трогала маль­чугана, тихо отсиживавшего на последней парте очередной урок.

Но в этот день паритет невероятным образом был нарушен. Петя весь урок возился с каким-то пакетом, тщательно пряча руки под пар­ту. Это очень мешало спокойной и рассудительной Вере Васильевне. Сначала она посылала к последней парте красноречивые взгляды, по­том не менее красноречивые реплики.

После очередного сигнала внимания к своей особе Петя замирал. Он сидел с абсолютно ровной спиной, глядя строго перед собой, акку­ратно сложив руки на парте, ровно столько, сколько в его сторону был направлен взгляд учительницы. Как только она отводила глаза, он сно­ва переходил к нехитрым манипуляциям.

Вера Васильевна, сделав очередное замечание, как раз давала себе слово больше не обращать на Петю никакого внимания. Она реши­тельно повернулась к доске и подняла руку с мелом вверх, намерева­ясь писать очередную формулу…

В классе раздался взрыв… Повисла гробовая тишина…

Учительница, не опуская руку, опасаясь увидеть жуткую картин­ку, медленно повернулась. Восьмиклассники сидели, вжав головы в плечи. Над Петиной партой рассеивался сизый дым, сквозь который просматривались закопчённый лоб, нос, щёки, подбородок, опалён­ные брови и ресницы…

Петя сидел очень ровно, руки, перемазанные сажей, держал пря­мо перед собой. Он понимал, что дым над его головой рассеивается, а тучи сгущаются…

— Это не я-я-я! — с полуплачем простонал он, спасая положение и прерывая затянувшуюся паузу.

Класс разразился продолжительным хохотом, а завуч, проходившая мимо, решила, что, вероятно, очередной химический опыт удачно за­вершён.

Марина ФЕДИНА