Читатели газеты «Благодарненские вести» время от времени обращаются в редакцию с жалобами на качество пассажирских перевозок городским транспортом.
Поводом для подготовки данной публикации послужили множественные жалобы жителей города на обслуживание пассажиров общественным транспортом районного центра, а также, мягко говоря, нетактичное поведение водителей.
Один из вопиющих случаев произошёл этой осенью с жительницей города Ириной Устич.
Женщина со своей маленькой дочкой ждала маршрутку №1. Девочка в силу обстоятельств может передвигаться лишь в инвалидном кресле. Когда долгожданное пассажирское транспортное средство подъехало, мать приподняла кресло с малышкой и прокатила в салон. Дело, конечно, нелёгкое для хрупкой женщины.
В это время водитель стал возмущаться и поторапливать пассажирку с ребёнком-инвалидом. Потом повысил тон на бедную маму, которая, по его словам, задерживает маршрут.
Затем при девочке приказал женщине убрать инвалидное кресло в конец автомобиля, чтобы: «оно не мешало «здоровым пассажирам» комфортно занимать места».
Как выяснилось, в тот день за рулём был не владелец маршрутного такси, а наёмный работник. По словам хозяина, после инцидента его уволили.
Однако решена ли проблема? Есть ли гарантия, что другой водитель маршрутного такси не позволит себе хамство по отношению к инвалиду, любому другому пассажиру или не нарушит свои обязанности?
«Пятёрке» — двойка за работу
На протяжении многих лет в г. Благодарном пассажирские перевозки идут в ногу с подобными беспардонностью, грубостью, несоблюдением водителями и владельцами графиков и маршрутов движения.
Об этом свидетельствуют комментарии на нашей странице в «Одноклассниках». В конце 2012 года мы спрашивали у читателей и подписчиков мнение о качестве предоставления в районном центре пассажирских перевозок. Периодически земляки добавляют в тему новые постеры или пишут письма на наш аккаунт.
Набралось около 800 отзывов. Некоторые жители района положительно отзывались о водителях маршрутов №2 и №4. Большинство же ставили под вопрос культуру общения водителей общественного транспорта и качество обслуживания пассажиров.
Стоит ли провести подобный опрос вновь, когда журналистов регулярно просят через газету привлечь внимание к нарушению прямых обязанностей водителями маршрутных такси, их некомпетентности?
В начале осени 2014 года Зоя Семёновна Третьякова от лица жителей улиц Краснознаменской и Петровского г. Благодарного присылала в газету письмо.
Граждане просили местных чиновников из соответствующих учреждений обратить внимание на работу маршрутных такси в г. Благодарном, в частности, маршрутки №5.
В письме сообщалось о том, что «пятёрка» не соблюдает маршрут движения. Водитель может высадить пассажиров, не доезжая до конечной остановки в восточной части города.
После 17-30 приходится долго ждать любой общественный транспорт, так как в это время, де-факто, маршрутные такси могут работать в дежурном режиме, появляясь один раз в час на своём маршруте. Письмо было продублировано и в городскую администрацию.
Что сказано?
В декабре 2014 года в газете «БВ» (№99) на обращение З.С. Третьяковой был опубликован ответ главы города (теперь уже бывшей) Светланы Анатольевны Лобкарёвой:
— 20 октября 2014 года было проведено собрание водителей, работающих на городском маршруте №5.
На нём поднимались вопросы по перевозкам на данном маршруте. Также обсуждались моменты грубого отношения водителей к пассажирам.
Виновным занесены замечания в карточки учёта, где начисляются баллы для очередного конкурса.
На сегодняшний день администрацией г. Благодарного разработано новое расписание движения и дежурств маршрутных автобусов, утверждён график работы автобусов на городских маршрутах на 2015 год.
Работниками городской администрации совместно с депутатами городской Думы постоянно проводятся рейды по контролю за соблюдением графика движения по маршрутам, принимаются во внимание все пожелания пассажиров.
По выявленным нарушениям перевозчикам направляются уведомления о невыполнении графиков работы согласно п.3 Договора транспортного обслуживания населения города Благодарного на городских автобусных маршрутах.
Что сделано, или Есть ли ещё «сила» у власти?
Прошёл год. Жители улицы Краснознаменской и Петровского утверждают: ситуация не изменилась. «Пятёрка» продолжает нарушать маршрут и график работы.
— Складывается впечатление, что городские чиновники, депутаты либо не могут повлиять на нерадивых владельцев маршрутов, либо закрывают глаза на происходящее, — считают горожане.
Постоянная пассажирка маршрута №5 Вера Ивановна Петрова (имя и фамилия изменены по просьбе обратившейся) часто слышит от водителей общественного транспорта, что «пятый» — нерентабельный маршрут. Поэтому они пытаются сэкономить на ГСМ и выжидают подольше, чтобы на остановках собралось больше народа.
— Мне кажется, сами «маршрутчики» подорвали уважение, доверие к себе и, как следствие, свою рентабельность, — считает Вера Ивановна. — У горожан не хватает терпения по 30-40 минут ждать маршрутку или терпеть «выходки» водителей. На фоне этого пассажиры перестают ждать, начинают пользоваться попутным транспортом, пешком добираются до ближайшей остановки, где ещё ходят другие маршрутки или в кредит покупают автомобили.
Изменится ли ситуация?
Уже в феврале 2016 года администрация города планирует провести открытый конкурс на осуществление пассажирских перевозок на автобусных маршрутах г. Благодарного. На нём специальная комиссия рассмотрит заявки желающих работать на том или ином маршруте в течение следующих двух лет.
Как правило, комиссия состоит из главы города, специалистов администрации, депутатов, сотрудников ГИБДД.
Примут ли во внимание власти обращения жителей города? Введут ли изменения в регламент отбора претендентов на маршрут, условия, графики движения или же всё останется так, как есть?
Илья УСАТОВ
Фото Евгения ИВАНОВА