В центре села Благодарного ни один десяток лет находился замечательный парк. Здесь 9 мая 1945 года благодарненцы праздновали Победу. И долгие годы здесь собирались убелённые сединой фронтовики. В 50-е в праздничные и выходные дни сюда приходили селяне.
Аллеи парка были полны гуляющих. Слышались смех и песни под гармошку. А в 60-х модными считались песни под гитары.
Звуки духовых оркестров и вокально-иструментальных ансамблей также радовали гостей очага культуры. В парке встречались пары, влюблялись и потом создавали семьи. Здесь же познакомились и мои родители. Я до сих пор трепетно храню их фото, заснятое в парке в тени молодых деревьев.
Годовалым малышом в сентябре 1956 года привели меня сюда за ручку мать и отец. И здесь мне открылся мир природы. Навсегда останутся в памяти впечатления детства. Деревья казались великанами, а многочисленные кустарники напоминали непроходимые лесные чащобы. Мама работала инспектором районного финансового отдела, и его деревянное здание находилось непосредственно в парке. Здесь и запечатлел меня с родителями фотограф.
Прошло время, и мы стали прибегать в парк несмышлёными мальчишками. В кинотеатр «Летний» нас по малолетству не пускали. Сеанс начинался поздно, в 20 часов. Но мы взбирались на каменный забор кинотеатра или на деревья. С восхищением смотрели «взрослые» фильмы: «Человек-амфибия», «Подвиг разведчика», «Полосатый рейс», пока нас не прогонял контролёр. И всякий раз, когда слышу слова старой песни: «Не зная горя, горя, горя, в краю магнолий плещет море. Сидят мальчишки на заборе и на меня наводят грусть…», перед взором мальчишки — я и мои друзья из нашего трудного, но счастливого детства.
70-80-е годы — время, когда нам, уже взрослым, можно было танцевать и говорить свободно «про жизнь и про любовь». Парк в центре был любимым местом горожан. Украшали его многолетние деревья, посаженные в послевоенные годы нашими родителями. Были это неприхотливые колючие акации, долгожители-карагачи и диковинные туи. Со временем маленькие деревца возмужали и защищали горожан от горячего зноя и холодных ветров. В кронах деревьев устраивали свои гнёзда птицы, радуя своим пением.
Но пришли другие времена… Парк стали «обступать» со всех сторон кафе и питейные заведения. Новым соседям не стало хватать места. И тогда люди решили вырубить деревья и окультурить старый парк. Летний кинотеатр, здания аптеки, старого дома пионеров и райфо разрушили до основания. Снесли здание бывшего постоялого двора вместе со старинной аркой около библиотеки и соорудили кафе «Парк Отель». И теперь стены бывшего купеческого особняка, нынешней библиотеки, дали трещины.
Не даёт покоя устроителям новой жизни заветный уголок природы в самом центре города. Берега реки Буйволы, протекающей через город, давно застроены безликими пивнушками. Пришла пора старому парку умереть. Но никто не спрашивает «старика» и его посетителей, а нужно ли это всем нам? Топор и пила — аргумент хоть куда. В парк на крутых иностранных автомобилях заезжают любители отдохнуть и повеселиться. Им не с руки пройти пешком. Они норовят подъехать к порогам питейных заведений. Пешеходные тропки в парке давно превратились в автомобильные колеи. По ним впору ездить только на джипах. Под колёсами безжалостно вытаптывается всякая растительность. А после застолий огни фейерверков освещают путь отъезжающим гостям.
Сотрудники ГАИ беспомощно разводят руками и предлагают мне по вопросу установки запрещающего знака обращаться в городскую администрацию. Удивительны свойства человеческой памяти, многие события произошедшего со временем стираются в нашем сознании. Но разве можно забыть, что все работы в парке происходят на святом месте, на храмовой земле и могилах предков. В Библии — в книге Иисуса, сына Сирахова есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11). Зачастую добрых намерений значительно больше, чем добрых дел.
Следует напомнить о том, что нынешний кинотеатр «Мир» построили в 1959 году на фундаменте разрушенного в 1934 году храма Сретения Господня, который был окончательно построен в 1865 году жителями села при непосредственном участии священника Андрея Петровича Байздренко. Священник умер 15 ноября 1908 года и его похоронили в пределах Храма Сретения Господня в склепе под пономарской церковью. На месте ворот прежней церкви ныне строится новый храм в честь святых Петра и Февронии. И поэтому храмовая земля требует бережного к ней отношения.
Как у человека, так и у каждого храма имеется ангел-хранитель, приставляемый Богом для охраны и помощи в добрых делах. Он сохраняет и оберегает место разрушенного храма. Верю, что когда-либо возродится церковь Сретения Господня и под её сводами произойдёт встреча прихожан с Богом.
Да вот ещё одна беда пришла нежданно-негаданно. В парке стали вырубать деревья. Якобы, хотят заменить их на молодые. И не надо всем нам переживать за парк… просто необходимо набраться терпения и МОЛЧАТЬ.
Но не получается, господа, молча созерцать подобное «благоустройство» старого парка без боли в душе. Посетил ныне его и удивился работе бригады лесорубов. Насчитал около 20 срубленных деревьев. Настоящий лесоповал пришёл по зиме сюда. Деревья эти — долгожители нашего города. На некоторых спилах я насчитал до 70 годовых колец. И вот их уничтожили, и лежат они мёртвыми брёвнами здесь. Часть из них уже распилили, чтобы в качестве дров использовать на растопку бань и саун, а быть может, для приготовления шашлыков.
Старинная кованая ограда местами частично разрушена, она скоро упадёт вместе с покосившимися столбами. Ограда только и защищает парк от окончательного исчезновения с лица города. Быть может, Власть поделится с горожанами своими планами, своим видением парковой зоны. Быть может, это будет чудо из чудес. Но пока старый парк напоминает строительную площадку. Горы песка и других материалов свалены у недостроенного храма рядом со ржавым корытом. Разбитая колея дороги и многочисленные пни вызывают совсем не радостные чувства.
И вспоминается прошлое, старый парк, и что-то тревожит память мою…