Ломать прогнившую насквозь систему


Коррупция зародилась, наверное, когда между людьми появились первые признаки расслоения на социальной и иерархической лестнице.

То есть практически она существовала всегда. В разные века и в разных государствах она называлась по-разному на Руси,

например, мздоимством. Но суть её была и остаётся одна — подкуп должностных лиц, либо использование ими своего положения ради личной выгоды.

К сожалению, с разви­тием государствен­ности проблема не утратила остроты и актуальности. Борьбу с коррупцией ведут как на федеральном, так и на регио­нальном уровнях.

11 апреля 2014 года вступил в действие указ президента РФ №226 «О национальном плане противо­действия коррупции на 2014-2015 годы». В соответствии с ним внесе­ны изменения в план Ставрополь­ского края.

А глава Ставрополья подписал постановление о создании меж­ведомственного совета при гу­бернаторе по противодействию коррупции, который должен органи­зовывать и координировать взаимо­действие органов государственной власти края, территориальных фе­деральных структур и органов мест­ного самоуправления по вопросам решения данной проблемы.

В своём докладе от 29 мая гу­бернатор отметил: «Ставрополь­ский край разъедает масштабная коррупция. Расценки существуют на всё: от получения бесплатных! услуг в образовании и здравоохра­нении до незаконного приобрете­ния земли, покупки должностей и госконтрактов. Постепенно мы на­чали ломать прогнившую насквозь систему»,- а также призвал депу­татов, представителей правоохра­нительных и правоприменительных структур и общественность вклю­читься в работу вновь созданного межведомственного совета по про­тиводействию коррупции и в реше­ние этой проблемы в целом.

Власть противодействует коррупции

Фраза «борьба с коррупцией» у большинства из нас ассоциирует­ся исключительно с деятельностью правоохранительных органов. Но такую работу на своём уровне ведут и органы местного самоуправления.

О принимаемых администрацией БМР мерах по противодействию коррупции рассказала начальник отдела правового и кадрового обеспечения АБМР Л.С. Шурховецкая:

— В этом вопросе мы руковод­ствуемся Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Законом Ставропольского края от 4 мая 2009 года № 25-кз «О проти­водействии коррупции в СК». Еже­годно составляется план мероприя­тий по противодействию коррупции в администрации БМР СК.

В 2012 году на основании поста­новления губернатора Ставрополь­ского края создан совет по пред­упреждению и противодействию коррупции в органах местного са­моуправления Благодарненского муниципального района. С его по­мощью осуществляется взаимодей­ствие территориальных органов фе

деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края, ор­ганов местного самоуправления по вопросам профилактики и борьбы с коррупцией. На заседаниях совета рассматриваются актуальные тема­тические вопросы, проблемы, при­нимаются коллективные решения и рекомендации.

На последнем заседании об­суждался вопрос принятия допол­нительных мер по предупреждению и пресечению проявлений «быто­вой коррупции» в образовательных организациях /учреждениях/, ме­дицинских учреждениях, а также в сфере социального обслуживания населения района.

К профилактике коррупции от­носятся — ежегодное предоставле­ние сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муни­ципальными служащими органов местного самоуправления райо­на, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах иму­щественного характера их супру­ги (супруга) и несовершеннолетних детей; контроль за соблюдением муниципальными служащими огра­ничений и запретов, требований к служебному поведению, преду­смотренных действующим зако­нодательством; обязательная ан­тикоррупционная экспертиза всех нормативных правовых актов (проектов нормативных право­вых актов), издаваемых органами местного самоуправления Благо­дарненского муниципального райо­на Ставропольского края; регуляр­ные совещания, учёба с главами муниципальных образований рай­она, муниципальными служащими органов местного самоуправления по вопросам противодействия кор­рупции, а также то, что замещение должностей муниципальной служ­бы в этих органах производится ис­ключительно на конкурсной основе или из резерва кадров.

Кроме того, администраци­ей района предоставляется воз­можность институтам гражданско­го общества и гражданам за счёт собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Порядок и условия аккреди­тации экспертов по её проведению устанавливаются федеральным ор­ганом исполнительной власти в об­ласти юстиции. Более подробно с этой информацией можно ознако­миться на официальном сайте ад­министрации в сети Интернет по адресу: www.abmrsk.ru.

В рамках государственной про­граммы Ставропольского края «Мо­дернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего биз­неса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного кли­мата» реализуются мероприятия подпрограммы «Снижение админи­стративных барьеров, оптимизация и повышение качества предостав­ления государственных и муници­пальных услуг в Ставропольском крае на 2013-2015 годы, в том числе на базе многофункциональных цен­тров предоставления государствен­ных и муниципальных услуг в СК».

В нашем районе до конца года тоже планируется открыть такой центр. Районной администрацией уже приобретено подходящее зда­ние, в нём сейчас ведутся ремонт­ные работы. Этот центр позволит нашим гражданам получать муни­ципальные услуги: консультации и необходимую документацию без очередей и долгих ожиданий.

При администрации действует телефон доверия АБМР: 2-13-33, на который можно обращаться с жало­бами, в том числе и по коррупцион­ным фактам, но в текущем году та­ких жалоб от граждан не поступало. Можно также воспользоваться го­рячей линией губернатора Ставро­польского края: 8(8652)74-81-88.

Коррупционных преступлений стало выявляться больше. О том, какие меры антикоррупционного направления принимаются в Благодарненском районе, рассказал прокурор района В.Н. Чаплыгин:

— В нашей работе это направле­ние — одно из приоритетных. Про­куратурой организован постоянный надзор за исполнением законода­тельства о государственной, муни­ципальной службе и противодей­ствии коррупции, и за соблюдением правоохранительными органами за­конов, направленных на выявле­ние, предупреждение, пресечение и расследование преступлений кор­рупционной направленности.

За 9 месяцев текущего года про­куратурой района проведено 29 проверок, выявлено 112 наруше­ний закона (в 2013 — 93), в том числе 20 фактов нецелевого и неэффек­тивного использования бюджетных средств, внесено 59 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 40 должностных лиц, принесено 20 протестов, возбужде­но 1 уголовное дело. В суд для рас­смотрения по существу направлено 5 уголовных дел коррупционной на­правленности.

В том числе в отношении дирек­тора сельского дома культуры, ко­торый, превысив свои полномочия, издал в 2012 году указ о премирова­нии сотрудников, указав в их числе и свою фамилию. В результате чего ему незаконно была начислена пре­мия. 20 июня текущего года приго­вором суда он признан виновным, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей и полным возмещением ущерба.

В отношении главного бухгалте­ра детского сада № 24, внёсшей за­ведомо ложные сведения в справку о заработной плате. Женщина за­низила сумму дохода, чтобы полу­чить право на социальную помощь от государства, похитив таким обра­зом из средств бюджета Благодар­ненского муниципального района 7 424 рубля 25 копеек. Районным су­дом она признана виновной.

И в отношении мастера про­изводственного обучения Бла­годарненского агротехнического техникума. Он, являясь членом эк­заменационной комиссии, получил взятку от гражданина С., исполь­зуя своё должностное положение, способствовал внесению в офици­альные документы заведомо лож­ных сведений и незаконно выдал С. свидетельство о прохождении обу­чения в Благодарненском агротех­ническом техникуме. Приговором Благодарненского районного суда мастер признан виновным и осуж­дён к штрафу — 80 тысяч рублей с лишением права заниматься педа­гогической деятельностью на срок шесть месяцев.

За 9 месяцев правоохранитель­ными органами района выявлено 4 факта взяточничества (в трёх слу­чаях граждане пытались дать взят­ку сотрудникам ОГИБДД). Также возбуждено уголовное дело по фак­ту получения и.о. начальника МРИ ФНС № 2 взятки у индивидуального предпринимателя в размере 45 ты­сяч рублей.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерально­го закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодей­ствия коррупции в Российской Фе­дерации относится публичность и открытость деятельности государ­ственных органов и органов мест­ного самоуправления. В ходе про­ведённой проверки исполнения органами местного самоуправле­ния Благодарненского района Став­ропольского края и ОМВД России по Благодарненскому району тре­бований законодательства в сфе­ре закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (му­ниципальных) нужд установлено, что в нарушение требований бюд­жетного кодекса администрация­ми 10 муниципальных образований Благодарненского района по состо­янию на 14.03.2014 г. на официаль­ном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru не размещены планы-графики заказов на поставки товаров, выполнение работ на 2014 год.

На имя десяти глав администра­ций муниципальных образований района внесены представления, по результатам рассмотрения к дисци­плинарной ответственности привле­чено десять лиц.

Также в ходе прокурорской про­верки установлено, что должностны­ми лицами ОМВД России по Благо­дарненскому району при проведении конкурса в форме запроса предло­жений на оказание услуг по обеспе­чению трёхразовым горячим питани­ем подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содер­жащихся в ИВС, допустили наруше­ния. Заявки на участие в конкурсе подало два лица: Благодарненское районное потребительское обще­ство и индивидуальный предприни­матель, одновременно являющийся руководителем данного общества. Иные лица в конкурсе участия не принимали. По итогам проведения конкурса победило Благодарнен­ское районное потребительское об­щество. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ, недобросовестная конку­ренция не допускается.

В п. 9 ст. 4 Федерального зако­на от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под недо­бросовестной конкуренцией по­нимаются любые действия хозяй­ствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельно­сти, противоречащие законодатель­ству Российской Федерации, обыча­ям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

В связи с этим, прокуратурой района начальнику ОМВД России по Благодарненскому району вне­сено представление об устранении выявленных нарушений и привле­чении к строгой дисциплинарной от­ветственности виновных лиц.

В результате проверок испол­нения законодательства о земле­пользовании выявлено шесть на­рушений требований закона: в нормативно-правовых актах не­скольких муниципальных образо­ваний размеры предоставляемых гражданам земельных участков не соответствуют требованиям дей­ствующего законодательства.

По итогам проверки на незакон­ные решения принесено шесть про­тестов, которые рассмотрены и удо­влетворены. При изучении проектов нормативных правовых актов, при­нятых муниципальными органами, в пяти из них выявлены нормы, ко­торые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов пра­воприменения. На них даны отрица­тельные заключения с рекоменда­цией привести акты в соответствие с требованиями федерального за­конодательства. Следует отметить, что количество выявленных престу­плений в этой сфере стало боль­ше. К общим для района причинам и факторам, способствующим корруп­ции, относится низкий уровень соци­альной защищённости коррупционе­ров, не дорожащих своей работой.

Повышение уровня социаль­ной защищённости федеральных и муниципальных служащих, в том числе повышение уровня их зара­ботной платы, думаю, будет способ­ствовать устранению причин и фак­торов коррупционных проявлений.

Тамара СКВОРЦОВА