Коррупция зародилась, наверное, когда между людьми появились первые признаки расслоения на социальной и иерархической лестнице.
То есть практически она существовала всегда. В разные века и в разных государствах она называлась по-разному на Руси,
например, мздоимством. Но суть её была и остаётся одна — подкуп должностных лиц, либо использование ими своего положения ради личной выгоды.
К сожалению, с развитием государственности проблема не утратила остроты и актуальности. Борьбу с коррупцией ведут как на федеральном, так и на региональном уровнях.
11 апреля 2014 года вступил в действие указ президента РФ №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы». В соответствии с ним внесены изменения в план Ставропольского края.
А глава Ставрополья подписал постановление о создании межведомственного совета при губернаторе по противодействию коррупции, который должен организовывать и координировать взаимодействие органов государственной власти края, территориальных федеральных структур и органов местного самоуправления по вопросам решения данной проблемы.
В своём докладе от 29 мая губернатор отметил: «Ставропольский край разъедает масштабная коррупция. Расценки существуют на всё: от получения бесплатных! услуг в образовании и здравоохранении до незаконного приобретения земли, покупки должностей и госконтрактов. Постепенно мы начали ломать прогнившую насквозь систему»,- а также призвал депутатов, представителей правоохранительных и правоприменительных структур и общественность включиться в работу вновь созданного межведомственного совета по противодействию коррупции и в решение этой проблемы в целом.
Власть противодействует коррупции
Фраза «борьба с коррупцией» у большинства из нас ассоциируется исключительно с деятельностью правоохранительных органов. Но такую работу на своём уровне ведут и органы местного самоуправления.
О принимаемых администрацией БМР мерах по противодействию коррупции рассказала начальник отдела правового и кадрового обеспечения АБМР Л.С. Шурховецкая:
— В этом вопросе мы руководствуемся Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Законом Ставропольского края от 4 мая 2009 года № 25-кз «О противодействии коррупции в СК». Ежегодно составляется план мероприятий по противодействию коррупции в администрации БМР СК.
В 2012 году на основании постановления губернатора Ставропольского края создан совет по предупреждению и противодействию коррупции в органах местного самоуправления Благодарненского муниципального района. С его помощью осуществляется взаимодействие территориальных органов фе
деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления по вопросам профилактики и борьбы с коррупцией. На заседаниях совета рассматриваются актуальные тематические вопросы, проблемы, принимаются коллективные решения и рекомендации.
На последнем заседании обсуждался вопрос принятия дополнительных мер по предупреждению и пресечению проявлений «бытовой коррупции» в образовательных организациях /учреждениях/, медицинских учреждениях, а также в сфере социального обслуживания населения района.
К профилактике коррупции относятся — ежегодное предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными служащими органов местного самоуправления района, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; контроль за соблюдением муниципальными служащими ограничений и запретов, требований к служебному поведению, предусмотренных действующим законодательством; обязательная антикоррупционная экспертиза всех нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых органами местного самоуправления Благодарненского муниципального района Ставропольского края; регулярные совещания, учёба с главами муниципальных образований района, муниципальными служащими органов местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции, а также то, что замещение должностей муниципальной службы в этих органах производится исключительно на конкурсной основе или из резерва кадров.
Кроме того, администрацией района предоставляется возможность институтам гражданского общества и гражданам за счёт собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Порядок и условия аккредитации экспертов по её проведению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. Более подробно с этой информацией можно ознакомиться на официальном сайте администрации в сети Интернет по адресу: www.abmrsk.ru.
В рамках государственной программы Ставропольского края «Модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата» реализуются мероприятия подпрограммы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае на 2013-2015 годы, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в СК».
В нашем районе до конца года тоже планируется открыть такой центр. Районной администрацией уже приобретено подходящее здание, в нём сейчас ведутся ремонтные работы. Этот центр позволит нашим гражданам получать муниципальные услуги: консультации и необходимую документацию без очередей и долгих ожиданий.
При администрации действует телефон доверия АБМР: 2-13-33, на который можно обращаться с жалобами, в том числе и по коррупционным фактам, но в текущем году таких жалоб от граждан не поступало. Можно также воспользоваться горячей линией губернатора Ставропольского края: 8(8652)74-81-88.
Коррупционных преступлений стало выявляться больше. О том, какие меры антикоррупционного направления принимаются в Благодарненском районе, рассказал прокурор района В.Н. Чаплыгин:
— В нашей работе это направление — одно из приоритетных. Прокуратурой организован постоянный надзор за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции, и за соблюдением правоохранительными органами законов, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений коррупционной направленности.
За 9 месяцев текущего года прокуратурой района проведено 29 проверок, выявлено 112 нарушений закона (в 2013 — 93), в том числе 20 фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, внесено 59 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 40 должностных лиц, принесено 20 протестов, возбуждено 1 уголовное дело. В суд для рассмотрения по существу направлено 5 уголовных дел коррупционной направленности.
В том числе в отношении директора сельского дома культуры, который, превысив свои полномочия, издал в 2012 году указ о премировании сотрудников, указав в их числе и свою фамилию. В результате чего ему незаконно была начислена премия. 20 июня текущего года приговором суда он признан виновным, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей и полным возмещением ущерба.
В отношении главного бухгалтера детского сада № 24, внёсшей заведомо ложные сведения в справку о заработной плате. Женщина занизила сумму дохода, чтобы получить право на социальную помощь от государства, похитив таким образом из средств бюджета Благодарненского муниципального района 7 424 рубля 25 копеек. Районным судом она признана виновной.
И в отношении мастера производственного обучения Благодарненского агротехнического техникума. Он, являясь членом экзаменационной комиссии, получил взятку от гражданина С., используя своё должностное положение, способствовал внесению в официальные документы заведомо ложных сведений и незаконно выдал С. свидетельство о прохождении обучения в Благодарненском агротехническом техникуме. Приговором Благодарненского районного суда мастер признан виновным и осуждён к штрафу — 80 тысяч рублей с лишением права заниматься педагогической деятельностью на срок шесть месяцев.
За 9 месяцев правоохранительными органами района выявлено 4 факта взяточничества (в трёх случаях граждане пытались дать взятку сотрудникам ОГИБДД). Также возбуждено уголовное дело по факту получения и.о. начальника МРИ ФНС № 2 взятки у индивидуального предпринимателя в размере 45 тысяч рублей.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В ходе проведённой проверки исполнения органами местного самоуправления Благодарненского района Ставропольского края и ОМВД России по Благодарненскому району требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд установлено, что в нарушение требований бюджетного кодекса администрациями 10 муниципальных образований Благодарненского района по состоянию на 14.03.2014 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru не размещены планы-графики заказов на поставки товаров, выполнение работ на 2014 год.
На имя десяти глав администраций муниципальных образований района внесены представления, по результатам рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено десять лиц.
Также в ходе прокурорской проверки установлено, что должностными лицами ОМВД России по Благодарненскому району при проведении конкурса в форме запроса предложений на оказание услуг по обеспечению трёхразовым горячим питанием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС, допустили нарушения. Заявки на участие в конкурсе подало два лица: Благодарненское районное потребительское общество и индивидуальный предприниматель, одновременно являющийся руководителем данного общества. Иные лица в конкурсе участия не принимали. По итогам проведения конкурса победило Благодарненское районное потребительское общество. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ, недобросовестная конкуренция не допускается.
В п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
В связи с этим, прокуратурой района начальнику ОМВД России по Благодарненскому району внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении к строгой дисциплинарной ответственности виновных лиц.
В результате проверок исполнения законодательства о землепользовании выявлено шесть нарушений требований закона: в нормативно-правовых актах нескольких муниципальных образований размеры предоставляемых гражданам земельных участков не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По итогам проверки на незаконные решения принесено шесть протестов, которые рассмотрены и удовлетворены. При изучении проектов нормативных правовых актов, принятых муниципальными органами, в пяти из них выявлены нормы, которые могут вызвать коррупционные действия и решения субъектов правоприменения. На них даны отрицательные заключения с рекомендацией привести акты в соответствие с требованиями федерального законодательства. Следует отметить, что количество выявленных преступлений в этой сфере стало больше. К общим для района причинам и факторам, способствующим коррупции, относится низкий уровень социальной защищённости коррупционеров, не дорожащих своей работой.
Повышение уровня социальной защищённости федеральных и муниципальных служащих, в том числе повышение уровня их заработной платы, думаю, будет способствовать устранению причин и факторов коррупционных проявлений.
Тамара СКВОРЦОВА