Мама Тотой семьи Вахаповых


Оростотой (Тотой) Вахапова и я из одного рода яхшыходжа, поэтому она моя тётя (аджа). Увидев меня на пороге своей комнаты, Тотой-аджа сразу без предисловий и церемоний стала рассказывать:

— Вот сидела и думала: наш на­род самый лучший. Без поддержки людей трудно выжить в этом мире. Когда сын служил в Афганистане, получила я однажды от него письмо, в котором Сейтфетдал писал, что ранен, лежит в госпитале в Самар­канде. Сижу я дома в расстроенных чувствах, думаю, где взять денег на дорогу к сыну.

Заходит в гости Язай Сагандыков-голдаглы, из одного рода с моим му­жем. Интересуется:

— О чём грустишь, енге?

— Как не грустить, слышал, навер­ное, сын мой в Афганистане, пишет, что ранен. А как я поеду, если денег нет (муж давно умер).

А Язай вмиг подбодрил меня:

— Не горюй, а пойдём-ка к нам.

Вместе отправились к нему до­мой, он достал 500 рублей и от­дал мне. Но этого мало, на дорогу не хватит. Затем мы пошли к Халы Эреджеповой (ныне покойной). Она без лишних слов вручила 500 руб-лей. Язай поблагодарил женщину и поручился: «Если Тотой-енге не вер­нёт, я сам выплачу долг». После я всё вернула, но ведь они мне помог­ли в самый трудный для нашей се­мьи момент. Разве можно забыть об их участии?

Тогда со старшей дочерью Эше­хан полетели на самолёте к сыну, да и на поезде ехали. Врать не стану, только на пароход не садились. Ме­сяц жили в Узбекистане, ежеднев­но встречались с Сейтушем. После отбоя сына отпускали к нам, но но­чевать не разрешали. Вернулись домой, а Сейтфетдал ещё долго оставался на лечении.

— А вы знали, куда он уезжает на службу? — спрашиваю у Тотой ача.

— Откуда мне знать-то было? — от­вечает с сожалением. — Никто и не говорил. Прочитала в газете, что идёт война в Афганистане.

Почему я вдруг вспомнила об Афгане? Не так давно районная га­зета напечатала статью о Ёлдаше Манкаеве. Ёлдаш Манкаев, Шама­лы Айдогдыев, Мечит — они с моим сыном служили вместе. Когда я уез­жала в Самарканд, то Халы им го­стинцы отправила — только что поступившие в магазин конфеты-батончики. Я разделила поровну, часть отдала сыну, часть оставила для Ёлдаша. Сейтфетдал пошёл к земляку, чтобы передать привет и гостинец из родимой сторонки, но … узнал горькую весть о гибели друга.

Знаешь, у меня трудная судь­ба была, вот только сейчас и начи­наю жить: сын и невестка заботятся обо мне, есть 18 внуков, 23 правнука и ещё правнучка родилась недавно. Жаль только, что плохо вижу и слышу.

Мне было года два, когда мама Патмахан оставляла меня прямо на улице аула Башанты, а сама уходи­ла на работу в колхоз. Не пойму, как коровы не забодали? Тогда же мно­го животных бегало по улице, спа­саясь от овода. Мы уроженцы аула Башанта, но родители пасли ста­до в русском селе Толстовка. Мой отец Мегликеев Абдулкерим (Ке­рим), мать Патмахан Куваняз-кызы. До 3-го класса училась я в Башан­те, а вот в 4-й ходила в ауле Эдель­бай, 6-7-й — в Летней Ставке. Моими учителями были отличные педаго­ги: русский язык преподавал Эскен­дер Ильясович, математику — Сеид Оракаевич, историю Джума Тойке­евич. Каждый считал, что я должна стать учительницей по его предмету. Но все мечты «разбила» война. Учи­теля ушли на фронт. А когда немцы вошли в Петровское, разбежались и мы по домам.

После войны три месяца училась на курсах механизаторов. Затем до­верили мне штурвал трактора «СТЗ», на нём трудилась в колхозе, как и мои подруги Назлыхан Байкеева и Менар­хан Гулекеева. В ауле Эдельбай жила моя тётя Эшехан по материнской ли­нии (мама Ораз Кулчарова), она ослепла, и мне пришлось ухаживать и за ней, и за её семьёй.

Работала в колхозе «Кзыл-Эскер» весовщицей. В то время встречалась с эдельбайским Халму­хаметом (Халаем) Вахаповым. В мо­лодые годы он заснул на поле сре­ди высокой травы, тракторист Пётр Орлов не заметил и проехал тракто­ром по его ноге. С тех пор хромал на одну ногу.

Будущий свёкор поехал к роди­телям в Толстовку сватать меня. Вместо калыма привёз полмешка муки и маленькую бочку вина. Папе не понравилось, что сват приехал с напитком, который у мусульман считается «харам». Но всё же благо­словил и дал своё согласие.

Мой муж был старшим ребёнком в большой семье (после него шли младшие братья и сёстры Султанах­мет, Токтосултан (Токыш), Токтохан, Тотья, (Оросхан).

В конце войны свирепствовал голод, унёсший жизни многих. Не-счастье не обошло и наш дом. За кусок мяса свёкор Вахап Абдула­ев и Курбандурды дая (дядя) сели в тюрьму. Я и Селиме — дочь дяди, добирались пешком в Благодарное, носили им передачки. Около 12 ча­сов дня мы оказывались у ворот тюрьмы, и она беседовала с моим отцом, а я с её. Вечером, часов в пять, возвращались домой. Носили большой круглый хлеб и две пачки махорки.

Я, как и положено невестке по туркменской традиции, закрывала лицо от свёкра и не разговаривала с ним, называла отцом. Поэтому он, обращаясь к Селиме, сказал: «Пусть Тотой берёт за руку мужа и уходят из аула, иначе погибнут от голода».

Вернувшись домой, через людей передала отцу, что нужно встретить­ся. Он пришёл пешком за мной из Башанты. Мы обсудили совет свёкра и решили обратиться за помощью к руководителям аула Башанта.

На новом месте жительства в колхозе Атабаева мне предло­жили место заведующей избой-читальней. Я уговорила назначить вместо меня мужа, объяснив, что ему будет трудно работать в колхо­зе. Халай стал заведующим, я тру­дилась в колхозе.

Как-то раз пришла пешком из Эдельбая сестра моего мужа и по­жаловалась на то, что их семья, в которой было четыре сестры, брат и мать Элифхан, голодает. Выход из ситуации видели только один — украсть ячмень в колхозе. Договори­лись с напарницами Акмаглай Хоро­шаевой, Зоре Чакировой, Дженетхан Толековой, моей тётей Апалай и со­вершили кражу. Что попалась, поня­ла, когда в бригаде появился упол­номоченный с моим крохотным чемоданчиком, в котором прятала ячмень. После суда нас отправили в колонию. За 8 килограммов зерна дали каждой по 8 лет.

Там занимались заготовкой леса. Нас сопровождали конвоиры с че­тырьмя собаками. До сих пор пом­ню, как однажды попали под про­ливной дождь. Русская женщина (забыла имя) попросила конвои­ров отвести всех хотя бы на скот­ный двор, чтобы укрыться от дождя. Те ответили: «Не положено». После некоторой словесной перепалки нас всё же привели в сарай, где такие же арестантки доили коров. Одна сжа­лилась и дала одеяло, в которое заворачивали телят. В лагере мы с подругой Галей постирали его, высу­шили, покрасили свекольным соком, распустили и связали себе по паре носков, косынку и джемпер. После лагеря тот джемпер донашивала зо­ловка Токтохан.

В тюрьме пожилая русская ро­дила мальчика, а я своего первен­ца Бекмурата. У роженицы пропало молоко. Наш начальник, армянин по национальности, сказал мне: «Роза (так меня называли), корми ребён­ка». Я ему ответила: «Не буду, он русский — христианин, а я мусуль­манка». Женщины всё же убедили: «Бог один, хотя вера другая». На­значили меня матерью-кормилицей. Правой грудью вскормила сына, ле­вой — русского мальчика. Иногда, ког­да смотрю передачу «Ищу тебя», вспоминаю об этом мальчике, жив ли?! У моей тёти Апалай дочь умер­ла в тюрьме, дядя похоронил её под вишней. Администрация тюрьмы выделила горсть муки и масло, мы испекли поминальный чурек.

Как-то раз прошёл слух, что де­тей, достигших двухлетнего возрас­та, отправят в интернат. Матери в рёв, но кто станет слушать арестан­ток? Отобрали деток и увезли. Мои подруги по несчастью дали совет:

— Пиши домой, пусть забирают сына. Кому будешь слать письмо?

Я сказала:

— Попрошу свою родную мать.

А девчата своё:

— Нет, пусть свекровь воспитыва­ет, это их кровь.

Постановили — и отправили пись­мо в Эдельбай. Прошло время, по­явился муж (ему даже ночевать не разрешили). Забрал Бекмурата до­мой. Представляешь: зима, идёт снег, муж с больной ногой, на руках ребёнок… Бедный, он прошёл 12 ки­лометров пешком от Грушёвской ко­лонии до Ставропольской психиат-рической больницы.

Через какое-то время по под­сказке судьи Фаяновой написала в Москву письмо с просьбой о поми­ловании. Через полтора месяца пос-ле этого вернулась домой.

Бекмурат вначале меня не при­знавал, даже убегал, а потом как-то сразу назвал чисто по-русски мамой. С тех пор для всех детей я стала мамой. Ему исполнилось бы уже 64 года, если бы не умер. Это не единственная смерть в семье, поте­ряла я ещё одного сына и дочь. Ро­дила девятерых детей.

Женская доля трудная, но, пове­ришь ли, шестьдесят один год про­жили рядом с невесткой Эмине, из них 16 лет в одном доме с десятью детьми. Мы ни разу не поругались, даже ни одного плохого слова не ска­зали друг другу. По очереди ездили на Байрам: я — к своим родителям, через год она — к родственникам.

Жизнь постепенно наладилась, в семью пришло благополучие. У нас на скотном дворе даже вер­блюды появились. Как только кто-нибудь заходил к нам в гости, све­кровь Элифхан тут же приказывала готовить для угощения чай.

Трудились в колхозе, 15 лет про­работала на дробилке и 25 лет в жи­вотноводстве, муж гуртоправом, я ар­бичкой. Заработную плату отдавали матери, даже пособие, которое выда­вало государство на детей. Она скла­дывала в маленький сундучок, мы и близко не подходили к деньгам. Всё, что нужно, покупала свекровь.

Где-то в начале 70-х деньги, как вода, утекли. В семье опять начались трудности. Муж принял колхозную отару, в которой в одночасье погиб­ло 470 овец. Жители аула Эдельбай вновь помогли нам: 107 овец только один человек отдал в колхоз, креп­ко помог Хамит Бердыкеев — зарезал отборных овец из домашнего дво­ра и сдал в кладовую мясосовхоза, а остальных безвозмездно восстанови­ли люди. Потому и говорю, что люди у нас в ауле отзывчивые.

После Афганистана сын долго не мог трудоустроиться, на помощь при­шёл Аллаберди Аджаевич Егенеев. Очень честный человек, можно ска­зать из своего кармана платил Сейту­шу 85 рублей, а по тем временам это были хорошие деньги, и сын работал у него шофёром. Хороший, отзывчи­вый у нас народ. Пусть злой язык и дурной глаз обходит его стороной.

Именно такими словами закон­чила своё повествование мама То­той Вахапова.

Инджихан

МУХАМЕТАЛИЕВА,

а. Эдельбай