В январе совет Благодарненского муниципального района одобрил проект решения об объединении всех поселений района в Благодарненский городской округ, присоединившись к реформе преобразования административно-территориального устройства Ставропольского края.
О том, что нас ждёт с переходом в новый статус, рассказал глава Благодарненского муниципального района Сергей Тимофеевич Бычков, ответив на вопросы корреспондента «БВ».
— Сергей Тимофеевич, скоро Благодарненский район станет городским округом. Что изменится в структуре управления?
— Она значительно упростится. Все администрации поселений, включая районную, будут ликвидированы. После того, как на краевом уровне будет принят соответствующий закон, в сентябре жители района изберут депутатов в единый совет городского округа. А затем уже депутаты выберут главу округа, но прежде кандидаты на эту должность пройдут через конкурсный отбор. Его проведёт специально созданная комиссия (часть её членов назначается губернатором, часть — депутатами вновь избранного совета городского округа).
Таким образом, на территории округа будет одна администрация, один глава и один совет депутатов. Это позволит строить работу более эффективно и значительно экономить средства. Укрепится вертикаль власти, повысится персональная ответственность чиновников, что, безусловно, отразится на качестве и эффективности их деятельности.
— А что будет в поселениях вместо администраций?
— Территориальные отделы по работе с населением. Они останутся в тех же помещениях, и по большому счёту будут выполнять те же функции, только более централизованно. Бюджет станет единым, по-этому в сёлах и городе не будет своей бухгалтерии, а некоторые сложные вопросы, для решения которых требуется особая квалификация, перейдут в полномочия округа. Руководители территориальных отделов по-прежнему будут называться главами, потому что людям так привычнее. Единственная разница — они теперь будут не избираться населением, а назначаться главой округа.
— То есть за справками и прочими документами пос-ле ликвидации администраций сельских поселений в город ездить не придётся?
— Конечно, нет. Всё, как и прежде, можно будет получить по месту жительства в своём территориальном отделе. А с проблемами и заботами граждане также будут обращаться к своему главе.
— Селяне переживают, что, став жителями городского округа, потеряют предусмотренные федеральным законодательством льготные тарифы.
— Этого не произойдёт, поскольку преобразования не повлекут за собой изменение статуса населённых пунктов. Граждан эти перемены никак не коснутся.
— Сергей Тимофеевич, в чём суть этих преобразований?
— Реформа муниципального управления проходит не только на Ставрополье. Краснодарский край и Московская область её практически завершили. Есть регионы, где она уже функционирует и довольно успешно.
Избавление от двухуровневой системы управления и укрепление вертикали власти поможет решать вопросы местного значения более оперативно и эффективно. Например, сейчас главу, не справляющегося со своими обязанностями или грубо пренебрегающего ими, снять с должности сложно — по итогам годового отчёта нужно дважды признать его работу неудовлетворительной, то есть ждать придётся, как минимум, два года. Бесценное время будет потрачено впустую, а им разбрасываться нельзя. Реформа значительно упростит этот процесс: неэффективный руководитель будет освобождён от исполнения обязанностей, а ему на смену придёт тот, кто будет относиться к работе, действительно, добросовестно.
Считаю, что это правильно — люди устали от пустых обещаний и от того, что руководители разных уровней перекладывают ответственность друг на друга. Теперь это закончится, потому что будет единая власть, отвечающая за всё, что происходит на территории района.
К тому же, формирование единого бюджета позволит решать проблемы с финансированием и равномерно распределять бюджетные средства по мере потребностей той или иной территории. Помимо этого у нас появится гораздо больше возможностей для участия в краевых и федеральных программах с учётом софинансирования.
— Каким образом?
— У городского округа есть полномочия принимать решения об участии в региональных и федеральных программах как единая территория и привлекать инвесторов на условиях софинансирования, то есть фактически мы сможем проводить собственную инвестиционную и экономическую политику.
Например, сейчас некоторые поселения не смогли попасть в краевую программу «Поддержка местных инициатив», потому что у них недостаточно средств для софинансирования. С единым бюджетом таких проблем не возникнет, мы сможем привлечь в сёла больше средств и, соответственно, больше сделать. Ремонт дорог, Домов культуры, школ и садов — всё это станет реальностью, поскольку появятся новые возможности.
В том, как эффективно работают целевые программы, все убедились уже неоднократно. В текущем году город вошёл сразу в несколько таких программ, сумев привлечь на свою территорию более 30 миллионов рублей, в трёх сельских поселениях на условиях софинансирования планируется ремонт дорог, а ещё в пяти — частичное благоустройство территорий в рамках проекта «Поддержки местных инициатив». Хочется, чтобы в программах участвовали все наши населённые пункты и чтобы с каждым днём в них что-то менялось в лучшую сторону.
— А как будут решаться текущие финансовые вопросы в поселениях? Если, например, нужно «залатать» ямы на дорогах, придётся подавать заявку в администрацию округа?
— Нет. При формировании бюджета в него будут закладываться все прежние статьи расходов по каждому населённому пункту, и сумма эта будет не меньше той, что расходовалась поселением раньше.
— Скажите, преобразования приведут к сокращению числа сотрудников администраций?
— Время сейчас сложное — работу найти непросто, как и грамотных специалистов. Мы это понимаем и постараемся никого не сокращать. Но какие-то кадровые перестановки, несомненно, произойдут, возможно, даже будут созданы удалённые рабочие места.
— Если не будет сокращений, за счёт чего планируется заявленная экономия?
— За счёт централизации и конт-роля. Приведу элементарный пример: сегодня в муниципальных образованиях каждый глава готовит документы на участие в тех же программах и везёт их в край на автомобиле, закреплённом за администрацией поселения. Да и другую документацию приходится доставлять туда регулярно, а также участвовать в различных совещаниях. После реорганизации системы управления это будет делать один человек, а не четырнадцать, в край поедет один автомобиль, а не четырнадцать — вот вам экономия на бензине и людских ресурсах.
И конкурсы на проведение тех или иных работ мы теперь сможем проводить в большем объёме, привлекая, соответственно, большее количество заинтересованных подрядчиков, а серьёзная конкуренция тоже позволит сэкономить средства.
— Скажите, перед тем как принять окончательное решение, изучался ли опыт других муниципальных образований, ставших городскими округами?
— Изучался на примере Минераловодского округа. Там реформа себя уже оправдала. Есть значительная экономия бюджетных средств (более 400 миллионов руб-лей), да и объёмы привлечённых инвестиций тоже возросли. У нас, конечно, другая экономика, и цифры прогнозируются другие, но даже если это будет не четыреста, а сорок миллионов в год — за пять лет мы сможем отремонтировать все районные дороги, что в данный момент просто невозможно.
— В связи с преобразованием в городской округ не возникнет ли необходимость в замене свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у населения?
— Нет. Повторюсь, жителей города и сёл грядущие перемены никак не коснутся.
— Когда район получит новый статус официально?
— С сентябрьских выборов депутатов в единый Совет округа начнётся так называемый переходный период, а полноценно функционировать городской округ начнёт с января 2018 года.
— Как восприняли предстоящие перемены главы поселений и депутаты?
— Мудро. Зная, что в сентябре они лишатся своих должностей, все проголосовали за грядущие преобразования практически единогласно, потому что понимают: система местного самоуправления в России совершенствуется для её более эффективной работы. Поверьте, никто не ставит цель — сделать хуже, напротив, мы на пороге перемен к лучшему и постараемся, чтобы переход к ним получился для всех по возможности безболезненным, в соответствии с главным медицинским постулатом «не навреди».
Реформа муниципального управления необходима для того, чтобы Россия была сильной. Только недальновидные люди не понимают этого. А сомнения в общество несут наши недруги, многие из которых «прикармливаются» различными зарубежными фондами.
Беседовала
Наталья НЕТКАЧЕВА
ИЗ ИСТОРИИ
Благодарненский район — старейшее из территориальных образований края. С 1900 до 1924 года — уезд Ставропольской губернии.
Как район существует с 1924 года. До Октябрьской революции Благодарненский уезд был одним из крупнейших в Ставропольской губернии и объединял шесть современных районов (Апанасенковский, Ипатовский, Петровский, Арзгирский, Туркменский, Благодарненский). В то время он занимал площадь в 11 тысяч квадратных километров.
После провозглашения в начале января 1918 года в губернии Советской власти, в годы гражданской войны, Благодарненский уезд долгие месяцы оставался в окружении Добровольческой армии Деникина. На территории уезда с июля 1918 года размещались губернские органы власти, исполкомы Ставропольского, Медвеженского и Александровского уездов.
В период сплошной коллективизации в Благодарненском районе взамен товариществ по совместной обработке земли создали сельхозартели. Объединение крестьянских хозяйств сопровождалось администрированием.
В 1930 году была создана Благодарненская МТС, через год в ней насчитывалось 30 тракторов. В конце 1939 года в районном центре работал райпищекомбинат, имевший хлебопекарню, колбасный и кондитерский цеха. Происходили перемены в культурной жизни. К 1930 году в селе Благодарном была ликвидирована неграмотность, а во второй половине 30-х годов появилась возможность перейти к всеобщему семилетнему образованию.
В начале 40-х годов в райцентре работал кинотеатр «Темп», открыл двери Дом пионеров, в котором работали различные кружки, ставились спектакли, проводились вечера.
В годы Великой Отечественной войны тысячи благодарненцев ушли на фронт. С 16 августа 1942 года до января 1943 года Благодарненский район находился в немецкой оккупации, которая сопровождалась арестами, избиениями и расстрелами мирных граждан.
Территория района была освобождена 13 января 1943 года. Сразу же после этого начались восстановительные работы. Заработали радиоузел и телефонная связь. Ожили слесарные, кузнечные, шерстяные, сапожные и швейные мастерские. В конце февраля заработали маслозавод и мельница в селе Благодарном. Со временем были восстановлены коммунальное хозяйство, учреждения образования, культуры и здравоохранения.
В течение 60-70-х годов в развитии хозяйства был достигнут качественно новый рубеж — район имел хорошие экономические показатели, стал одним из самых благоустроенных и зажиточных. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1971 года село Благодарное преобразовано в город Благодарный.
Нынешний статус — Благодарненский муниципальный район — обретён в ноябре 2004 года и включает в себя 14 муниципальных образований: одно городское и 13 сельских поселений, в состав которых входит 23 населённых пункта.
Информация с сайта АБМР СК