Накануне Вербного воскресения и страстной седмицы очистимся покаянием


В субботу 6-й седмицы Великого поста, накануне Вербного воскресения, Святая Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, благодаря чему эта суббота получила наименование Лазаревой.

Многие свидетели этого божественного чуда уверовали в Спаси­теля и ожидали Христа, грядущего в Иерусалим к празднику Пасхи. Но иудейские начальники и фарисеи, дышащие завистью и злобой на Иисуса, ещё более ожесточились и решились на убийство Спасителя. «Убить не только Христа, но и Лазаря», — в безумном ослеплении кри­чали иудеи, потому что Христос стал вызовом для фарисейской рели­гиозной системы координат. Так тварь (творение Божие – прим. ав­тора) восстала на Творца, так некогда богоизбранный народ в своей ожесточённой части стал богоборческим и богоотверженным.

«Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…» (Ин. 3,19). Господь удостоверял иу­деев о Себе неотразимым словом: они отвечали хулами. Он приводил неоспоримые доказательства Божества Своего, они в ответ брались за камни, чтобы убить Его… Он убеждал их к милостыне и к остав­лению сребролюбия, при котором невозможно служение Богу: фари­сеи, в ответ, насмехались над Господом; для грехолюбивых сердец их показалось уже странным и диким учение о добродетели», — пишет Святитель Игнатий Кавказский. Опасно погрязать в болоте греха, ведь безнравственная, распущенная жизнь может любого человека сделать богопротивником.

Сердцеведец Господь, зная о злых намерениях сердец иудеев, тем не менее, торжественно входит в Иерусалим, во исполнение ветхоза­ветных пророчеств, и являя всему миру жертвенную божественную любовь, простирающуюся до вольных страданий ради спасения чело­веческого рода. И уже скоро радостные крики: «Осанна!» встречаю­щих Христа в Иерусалиме, сменятся гневным: «Распни, распни Его!».

Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим следует послед­няя перед Пасхой седмица – Страстная, которая посвящена воспо­минанию последних дней земной жизни Спасителя. Церковь-Мать постепенно ведёт нас по стопам Господа на протяжении всего Его Крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим до жертвенного подвига любви на Кресте, и наконец — до светлого торжества Христова Воскресения.

В Великую Среду Церковь вспоминает предательство апостола Иуды, за тридцать сребреников предавшего Учителя.

В Великий Четверг воспоминается совершение Господом Тайной Вечери и установление Таинства Причащения. Поэтому верующие стремятся в этот день после предварительной исповеди приобщиться Святых Христовых Тайн.

Вечером в Великий Четверг посреди храма читаются двенадцать евангельских чтений, избранных из четырёх евангелистов, повеству­ющих о страданиях Господа. Во время чтения Евангелия прихожане стоят с зажжёнными свечами, символизирующими молитвенное горе­ние и горячую любовь к своему Спасителю.

Всё Богослужение Великой Пятницы посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека.

В Пятницу утром совершаются Царские часы. Вечерня совершает­ся в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в вос­поминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пе­нии тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое…», священнослужители выносят Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) из алтаря на середину храма для поклоне­ния и освящения верующих.

«Окружая гроб Господень, мы представляем как бы одну семью, связанную общей скорбью, — размышляет священник М.Д. Смирнов. — Для нас священна воля умирающего, а тем более – близкого и люби­мого. Умирая, Господь оставил нам завещание – Евангелие. Исполня­ем ли мы его? Не принимая завещания Христа, мы лишаемся и вечно­го блаженства».

В Великую Субботу Церковь призывает вспомнить о схождении Христа во ад и освобождении из мрачных темниц ада ветхозаветных праведников. На субботнем Богослужении, после чтения Апостола, во время пения «Воскресни Боже, суди земли…» тёмные постовые об­лачения сменяются на светлые пасхальные. Последующим чтением Евангелия священнослужители, подобно светоносному Ангелу при гробе Господнем, возвещают людям весть о Воскресении Христовом!

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, очистившись покаянием, сподобиться приобщения Святых Христовых Тайн и в радости духов­ной встретить Праздников Праздник и Торжество из Торжеств — Свет­лое Христово Воскресение.

Протоиерей Алексий ЕГОРОВ,

настоятель Космо-Дамиановского храма