О том, как защищаются права потребителей в Благодарненском районе нашему корреспонденту рассказывает Елена Юрьевна Васильченко, специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Благодарненском районе. Её основные функции: проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортёрами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам), рассмотрение заявлений и жалоб от граждан, оказание консультативной помощи потребителям с разъяснениями их законных прав.
— Елена Юрьевна, сколько в среднем в год поступает обращений от потребителей, чьи права были нарушены? С какими нарушениями приходится иметь дело чаще всего?
— В 2014 году в территориальный отдел поступило всего 106 обращений, из них по поводу нарушения прав потребителей — 82. Самая большая доля обращений приходится на сферу розничной торговли непродовольственными товарами, например, 39 обращений были от граждан, недовольных качеством приобретённых электроприборов и бытовой техники.
— Каким образом вы помогаете гражданам восстанавливать их права?
— Стараемся вести профилактическую работу и информировать потребителей через средства массовой информации о том, как не допустить нарушения своих прав. Если права всё же были нарушены, разъясняем, каким образом их восстановить. Иногда этого оказывается достаточно, и ситуация разрешается на уровне переговоров с реализатором товара. В противном случае помогаем составить претензию, а иногда и исковые заявления в суд.
Так, в прошедшем году в суд поступило 5 исковых заявлений, из них в защиту прав неопределённого круга потребителей — 4 (причина — невыполнение учреждениями и организациями предписаний в указанные сроки) и 1 исковое заявление в защиту прав конкретного потребителя (гражданин заплатил индивидуальному предпринимателю за изготовление мебели, но в итоге и мебель не получил, и деньги ему не вернули).
— Что предпринять человеку, недовольному качеством приобретённого товара? В каких случаях он имеет право его вернуть?
— Потребитель вправе обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества (кроме товаров, входящих в перечень, не подлежащих возврату или обмену) на аналогичный у того же продавца, у которого товар приобретался, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обменять непродовольственный товар надлежащего качества можно в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обнаружив в товаре недостатки (брак), покупатель имеет право потребовать возврата уплаченной за товар суммы в течение гарантийного срока, установленного изготовителем. В этих случаях потребитель в первую очередь должен предъявить письменные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру).
И на товар, приобретённый со скидкой, на распродаже или по подарочному сертификату, потребитель имеет те же самые права. Ведь это исключительно рекламно-маркетинговые мероприятия и они никак не влияют на гражданско-правовые отношения между продавцом и потребителем в части обмена или возврата купленного таким образом товара (п.1 ст.16 Закона Российской Федерации от 7.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Однако когда вы приобретаете товар, продающийся со скидкой из-за имеющихся в нём недостатков, например, механического повреждения, изменения набора функций, цвета, вида, и продавец предупреждает об этом заранее, то вы не вправе предъявлять ему указанные выше требования. (п.1 ст. 18 Закона).
— Чему посвящён День защиты прав потребителей в 2015 году?
В 2015 году нас призывают сосредоточиться на правах потребителей, связанных со здоровым питанием. Употребление нездоровой пищи влияет на четыре из десяти основных причин смертности во всём мире: избыточный вес, ожирение, высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина и глюкозы в крови. Именно поэтому тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2015 году имеет цель призвать ВОЗ реализовать принятую 10 лет назад Глобальную стратегию в области рациона питания, физической активности и здоровья, поскольку за прошедшее время в этом так и не удалось достигнуть заметного прогресса.
— Планируются ли в связи с этим какие-либо акции, мероприятия на территории района?
— Совместно с филиалом Центра гигиены и эпидемиологии по СК в Благодарненском районе разработан и утверждён план мероприятий по подготовке ко Всемирному дню защиты прав потребителей. Изготовлены и распространены среди населения листовки, памятки для родителей «В каких продуктах живут витамины», «Проблемы избыточного веса». Планируется провести ряд лекций-бесед о пользе здорового питания, а также разъяснять законодательство в сфере защиты прав потребителей среди учащихся школ, средних учебных заведений. Будем регулярно информировать граждан о потребительских правах и способах их защиты.
— Как часто приходится иметь дело с жалобами на некачественные продукты питания?
— В 2014 г. поступило 4 жалобы на неудовлетворительное качество продовольственной продукции в магазинах района. Все они рассмотрены в установленные сроки, по ним проведены проверки, вынесены предписания об устранении выявленных нарушений и составлены протоколы об административном правонарушении.
— Посоветуйте, как потребителю защитить себя от нарушения своих прав?
— Во-первых, быть очень внимательным при выборе того или иного товара, тщательно проверять его перед покупкой. Во-вторых, помнить свои основные права: право на качество товара, работы (услуги), право на безопасность товара, работы (услуги), право на возмещение ущерба; право на информацию и т.д. Хорошо бы изучить Закон «О защите прав потребителей». Его знание поможет гражданам защитить свои права и не оказаться в ситуациях, с которыми нам, увы, часто приходится сталкиваться.
Вопросы задавала
Наталья НЕТКАЧЕВА