Шестидесятипятилетний седой туркмен среднего роста, опираясь на чабанский посох по давней привычке, чуть выдвинув вперёд не сгибающуюся правую, раненую ещё на фронте, ногу стоял как страж перед отарой.
Его ежедневное «великое стояние» объяснялось тем, что он безукоризненно соблюдал интересы своих «подопечных». Всем своим видом подчёркивал — овцы будут пастись на пастбище до одиннадцати вечера, чтобы вдоволь насытиться разнотравьем.
В 1980 году в ноябре трава на беш-тепе («пять холмов» или «пятибратье») выросла почти до человеческого колена. Можно вволю откормить овец. Вот и находится Илеке баба всегда впереди, как Чапаев. Он ответственно подходил к своим обязанностям. А вот про войну никогда не рассказывал. Одним словом — победитель…
Боевой путь фронтовика
Много позже Владимир Ильич Пузиков отыскал в архивах интересные сведения о нашем земляке-аулчанине и написал очерк «Боевой путь сержанта Мингалиева». Я поспешила поделиться этой новостью с младшим сыном героя Кенджалы Мингалиевым. И он был просто в восторге от полученной информации.
— Я с огромным интересом прочитал очерк, — рассказал Кенджалы. — Автор проследил боевой путь моего отца в составе 991-го самоходно-артиллерийского Идрицкого Краснознамённого орденов Кутузова, Александра Невского и Красной Звезды полка.
Из документов следовало, что в начале ноября 1943 года эшелоном 991-й самоходный артиллерийский полк (САП) был направлен из Московского военного округа на 3-й Украинский фронт, которым командовал генерал армии Малиновский. В то время бои шли в районе населённых пунктов Александровка-1, Менделеевка, Марьевка Днепропетровской области Украинской ССР. Противник ожесточённо оборонялся, немецкие пехотные части периодически переходили в контратаки при поддержке до 30-40 танков. Танки использовались, главным образом, типа Т-3 и Т-4, но их подкрепляли мощные танки «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд».
В начале апреля 1944 года 991-й САП был передан в состав 1-й ударной армии, находился в действующей армии до 16 августа 1944 года.
28 февраля 1944 года 991-й самоходный артиллерийский полк прибыл на 2-й Прибалтийский фронт, где вошёл в подчинение командующего 10-й гвардейской армии.
Узнал, что отец находился на 3-м Украинском фронте до конца января 1944 года. Наша семья благодарна автору «Боевого пути…» за проявленный интерес к фронтовой судьбе нашего отца, деда. За то, что сочли нужным донести до земляков сведения о его подвиге.
Сам я знаю, что отец родился 3 июня 1915 года в ауле Эдельбай Ставропольской губернии, умер в августе 1989 года.
Великий труженик
Находясь рядом с папой, не переставал удивляться его силе воле. Он, будучи военным инвалидом, продолжал до глубокой старости трудиться в сельском хозяйстве. В свои 74 года всё ещё заготавливал сено, как-то простудился, заболел и больше так и не поднялся.
При рождении отец, видимо, получил мусульманское имя Ильмухамет. Но туркмены жили и работали среди русскоязычного народа, поэтому имя отца сократили для лёгкого произношения и стали называть его Илеке, а в документах записали как Иликей Мингалиев.
До войны работал в МТС (машинно-тракторная станция), там же окончил курсы механизаторов. В двадцатишестилетнем возрасте был мобилизован Туркменским райвоенкоматом Орджоникидзевского края в Красную Армию. К тому времени в семье росли две дочки — Медине, 1938 года рождения, и Джамиле — 1941-го. Старшая помнит, как они девятилетние-десятилетние носили еду отцу в поле, когда он работал комбайнёром в совхозе. В этом возрасте и мы с сестрой Несипхан помогали пасти совхозных овец.
Отец трижды благополучно выбирался из подбитой и охваченной огнём самоходной установки, был контужен, но остался в строю. Однажды снаряд попал в самоходную установку у деревенского дома, где укрылись во время боя. В другой раз он вывел боевую машину из-под обстрела, когда все члены экипажа были смертельно ранены.
Я видел у него на спине полученные раны: одна — на левой руке, вторая — в поясничной области, а правая нога, вообще, не действовала, не сгибалась. В мирное время во время работы он дважды повредил ногу: первый раз на ноги упали тяжёлые мёрзлые тюки соломы со скирда, второй раз понёс конь, запряжённый в бричку, при падении тяжесть удара приняла именно повреждённая нога.
Орден — за мужество
Изучая наградной лист, где по-военному кратко изложен личный боевой подвиг танкиста, подумал, что военную историю туркмен Благодарненского района ещё одним военным эпизодом обогатил механик-водитель Мингалиев Илеке. Наконец-то, и наследники узнали о том, как геройский сражался их отец и дед: «8 марта 1944 года в бою северо-западнее Большое Маковейцево механик-водитель сержант Мингалиев Иликей, действуя быстро и решительно, по глубокому снегу провёл самоходку СУ-76 во фланг противника. Боевой расчёт установки открыл огонь по немецкой пехоте, укрывавшейся в траншеях, и заставил её оставить свои позиции. Было уничтожено два вражеских орудия, четыре пулемёта, раздавлено одно противотанковое орудие вместе с обслугой. В этом бою сержант Мингалиев был тяжело ранен, истекал кровью, но не оставил своей установки, а отвёл её в укрытие. Достоин правительственной награды ордена Отечественной войны 2-й степени. 24 марта 1944 года. Командир 991-го САП майор Гордеев В.И.» Командующий бронетанковыми и механизированными войсками 10-й Гвардейской армии полковник Лебедев решил, что наш герой достоин более высокой награды, вручив сержанту Мингалиеву орден Отечественной войны 1-й степени.
Пять с половиной месяцев военные медики выхаживали раненного танкиста после тяжёлого ранения. 29 августа 1944 года по распоряжению Ждановского райвоенкомата И. Менгалиев прибыл на Горьковский военно-пересыльный пункт. Здесь комиссия его переосвидетельствовала и подтвердила непригодность к строевой службе.
К службе не годен…
Однако до возвращения домой было ещё далеко. После излечения Илеке Мингалиева отправили на строительно- восстановительные и ремонтные работы. Об этом безмолвно свидетельствуют документы 1944 года:
— 31 августа Мингалиев Иликей в составе группы военнослужащих был отправлен в город Нарофоминск на склад Наркомата обороны №450. По состоянию здоровья выполнять погрузочно-разгрузочные работы он не смог, поэтому 8 сентября возвратился на Горьковский военно-пересыльный пункт.
20 сентября бывший танкист был включён в команду из пятнадцати человек для отправки в 152-ой отдельный ремонтно-восстановительный батальон, который дислоцировался в Москве и занимался ремонтом танков иностранного производства. Инженеры, техники, механики, слесари полка проводили большую работу по восстановлению техники. Бывший водитель-механик Мингалиев попал в родную стихию, к боевой технике, служить ремонтником было не впервой: ему не раз приходилось эвакуировать подбитую самоходную установку с поля боя, а затем её ремонтировать в стужу под открытым небом. Домой участник Великой Отечественной войны Илеке Мингалиев вернулся только в 1945 году.
Вместо послесловия
Идею рассказать о подвиге фронтовика, уроженца аула Эдельбай, моего бывшего соседа Илеке Мингалиеве подал В.И. Пузиков. Он обратил моё внимание на материалы архивов, где хранятся подлинные документы: Книга Памяти Ставропольского края, сведения военно-пересыльных пунктов, сайты «ОБД Мемориал» и «Подвиг народа», журналы боевых действий 19-го стрелкового корпуса 10-й Гвардейской Армии и т.п.
Вместе с сыном Илеке-баба Кенджалы Илекеевичем мы и восстановили славный боевой путь участника Великой Отечественной войны.
В ауле об Илеке-баба туркмены говорили, что у него нет выходных, исключение делалось только 9 Мая — надев свой праздничный костюм, он шёл праздновать День Победы с такими же скромными фронтовиками, как и сам. Они не рассказывали о подвигах, о войне… Нам, наследникам, остаётся самостоятельно искать их следы.
В апреле 1985 года Министр обороны СССР в честь 40-летия Великой Победы наградил участника Великой Отечественной войны Иликея Мингалиева орденом Отечественной войны 2-й степени.
Жизнь человека продолжается тогда, когда появляются наследники. Илеке баба оставил после себя 8 детей, 26 внуков, 39 правнуков и 30 праправнуков.