Социальный патруль Благодарненского района регулярно отправляется в рейды по населённым пунктам района. Довелось и мне принять участие в одной из таких поездок…
Пункт назначения — село Бурлацкое. Цель — проверить, как живут семьи, состоящие на учёте в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония», и посетить недавно выявленную многодетную семью Д., явно нуждающуюся в поддержке со стороны.
Я выезжаю в такие рейды нечасто, и каждый раз это словно путешествие в другой мир — мрачный, неуютный, безрадостный, а порою, просто шокирующий. У него даже есть свой особый запах — запах социального неблагополучия — тяжёлый «аромат» затхлости, сырости, застарелого пота и гниющего мусора.
В ПЕРВОЙ семье он почти не чувствуется. Хотя неубранный двор и мёртвая ворона у порога настораживают, но в комнатах, несмотря на очень скромную обстановку, довольно чисто. Молодая мама двоих детей Д. числится в центре, как находящаяся в трудной жизненной ситуации. Недавно оформила материальную помощь, поддерживает порядок, хорошо заботится о детях, словом, отмечаются стабильные позитивные перемены.
СЕМЬЯ Р. была поставлена на учёт, потому что мама троих детей периодически злоупотребляет алкоголем. На первый взгляд обстановка здесь тоже благополучная — в комнатах убрано, дети чистые, пища приготовлена. Женщина трезва, на вопросы отвечает охотно и отрицает, что употребляет спиртное.
У патруля был ещё один повод приехать сюда — поступила жалоба на хулиганские действия её старшего сына-четвероклассника. Мама подтверждает — мальчик не слушает, грубит, плохо учится, ведёт себя вызывающе. Инспектор по делам несовершеннолетних провёл с ним профилактическую беседу, предупредил о последствиях такого поведения. Женщине вместе с сыном рекомендовано посетить психолога в центре «Гармония» — в семье нарушены детско-родительские отношения и, похоже, без посторонней помощи их не восстановить.
СЕМЬЯ Х. отнесена к категории социально опасных из-за очень неблагополучных условий проживания. Вышеупомянутый запах чувствуется уже на пороге. Детей и мамы дома не оказалось, а бабушка отказалась пускать всех членов соцпатруля в помещение, вошли только двое. Она не отрицает, что дом давно нуждается в капитальном ремонте, но средств на это нет, а улучшить жилищные условия за счёт материнского капитала тоже не получается.
Обойдя вокруг, увидела треснувшее стекло в прихожей, подоконник, заваленный какими-то пакетами, бумагами и практически сгнившими яблоками. Трудное материальное положение, конечно, не может не отра-зиться на быте, но ведь не обязательно затевать дорогостоящий ремонт, чтобы просто хорошо убраться в доме и во дворе, где, увы, тоже царит хаос.
СЕМЬЯ Д. была выявлена прошлым летом, когда в доме случился пожар. Дети играли со спичками, в результате загорелась комната. Огонь потушили, последствия ликвидировали, но многодетную семью взяли на контроль. Социальный патруль к ним приехал впервые.
На большой новый добротный дом я, признаюсь, смотрела с удивлением. Как-то не верилось, что в таких стенах могут процветать антисанитария и неблагополучие. Да, дети устроили возгорание, но ведь в семье их семеро — за всеми не уследишь. Двор тоже выглядел относительно чистым. Первым тревожным звоночком стал даже не подоконник пластикового окна, сплошь украшенный голубиным помётом, а дети, уплетающие сырые сосиски. Было заметно, что такое питание для них привычно. В доме не убрано, грязно, а от неприятного запаха в прихожей просто перехватывает дыхание.
Расположенные во дворе варочная и ванная выглядят ещё более отталкивающими — закопчённая, давно немытая газовая плита, такие же кастрюли. Куча нестираного белья на полу — всё это оптимизма не внушило. Мама ответила, что только вернулась из города и просто не успела навести порядок, но членов социального патруля объяснение не устроило. Её предупредили, что, если женщина не наведёт порядок и не будет выполнять родительские обязанности надлежащим образом, детей придётся поместить в «Гармонию». Ей дали время, чтобы исправить ситуацию, затем после контрольного рейда будет принято окончательное решение.
Конечно, родителям такие слова слышать неприятно, но именно они, как правило, помогают пересмотреть своё поведение и начать действовать в интересах детей.
Всего в тот день мы посетили шесть семей. Всем были даны рекомендации и консультации о возможности получения различных видов социальной помощи. Очень часто в акте обследования, в числе фраз, характеризующих членов таких семей (особенно родителей), встречалось тревожное сочетание «низкая мотивация». Это значит, что человек не чувствует стимула изменить жизнь к лучшему.
Помню, когда несколько лет назад, я возвращалась из подобной поездки впервые, думала, наверное, это случайность: людям просто не повезло и нужно помочь им преодолеть трудные жизненные обстоятельства. Теперь понимаю — везение не при чём. Им помогают — и местные администрации, и субъекты профилактики, но без желания и активного участия со стороны самих граждан ничего не получится и не изменится.
Да, чтобы вырваться из замкнутого круга, нужна высокая мотивация — сильное желание сделать жизнь лучше, дом чище и уютнее, семью счастливее. Для кого-то такой мотивацией становится именно страх потерять детей, ну а кого-то всё устраивает так, как есть, и достучаться не получается. Видимо, у неблагополучия не только особый запах, но и менталитет.
Наталья НЕТКАЧЕВА