Невечный огонь?


Вечная память героям… Это не просто слова. Это великие и мудрые слова. Их можно увидеть на памятниках и мемориалах героям Великой Отечественной войны и в большом городе, и в самом отдалённом уголке нашей страны.

На территории мемориаль­ного комплекса «Огонь Вечной Славы» по ули­це Советской города Благодарно­го находится три захоронения. Са­мое раннее относится к трагиче­ским событиям гражданской войны 1918-1920 г.г. В братской могиле за­хоронены тела 33-х борцов за со­ветскую власть. 6 января 1919 года белогвардейские войска захватили село Благодарное. Раненых и боль­ных тифом красноармейцев схвати­ли и расстреляли на северной окра­ине села.

В другой могиле похороне­ны партизаны-разведчики отряда «Максим» Михаил Андреевич Ко­робко и Фёдор Фёдорович Грицен­ко, погибшие в бою с фашистами и полицаями 13 октября 1942 года во дворе К.Н.Бедненко напротив Хра­ма благоверного князя Алексан­дра Невского. Оккупанты запреща­ли хоронить убитых, но местные жители вырыли неглубокую моги­лу на месте гибели партизан. Тор­жественное перезахоронение тел М.А.Коробко и Ф.Ф.Гриценко со­стоялось 30 января 1943-го, после освобождения села от фашистских оккупантов.

Здесь же, на мемориале, похо­ронены останки мирных жителей — жертв немецко-фашистского тер­рора во время оккупации Благодар­ненского района с августа 1942 по январь 1943-го. Главным образом, это были женщины, дети, старики еврейской национальности. В ав­густе 1942-го, когда район оккупи­ровали фашисты, не все беженцы успели уйти вместе с отступавшей Красной Армией. В конце сентября — начале октября 1942-го бежен­цы были схвачены и расстреляны в окрестностях села Благодарного. Участие в казнях населения прини­мали местные предатели-полицаи. Захоронения разыскали в послево­енные годы, эксгумацию тел и пере­захоронение провели в центре Бла­годарного и на сельских кладбищах.

Могилы в центре села Благо­дарного были задуманы как панте­он славы и памяти. До 1967 года на месте нынешнего мемориала их было несколько. Центральным счи­тался обелиск павшим за револю­цию борцам. Рядом — мемориаль­ная композиция, изображающая солдата и скорбящую мать. В глу­бине сквера находилась одиноч­ная могила, выложенная из камня-ракушечника и огороженная метал­лической оградой.

На обелиске героям революции белой масляной краской на жестя­ном листе записали 33 фамилии с инициалами лежащих здесь красно­армейцев. Сюда в 1961 году нас с братом приводила наша няня, Нина Фёдоровна Наймер, уроженка ста­ницы Темнолесской. Вдова показы­вала нам, несмышлёным мальчиш­кам, фамилию своего мужа, похоро­ненного в братской могиле. К сожа­лению, прошло много лет и я не за­помнил тех фамилий.

В 1967 году жители Благодар­ного и всё прогрессивное челове­чество отмечали 50 лет Великой Октябрьской социалистической ре­волюции. Изыскали средства и со­орудили мемориальный комплекс «Огонь Вечной Славы». Старые памятники разрушили, установили три тумбы, символизирующие мо­гилы. Провели газовую трубу и за­жгли Вечный огонь. Да только при строительстве мемориала список с 33 фамилиями был утрачен. И ныне это обезличенная могила погибших в годы гражданской войны. Герои по чьей-то прихоти или разгильдяй­ству стали безымянными. Вместо славных имён на плите надпись: «Борцам, отдавшим жизни за побе­ду пролетарской революции 1918 — 1919 г.г.».

Многие годы пытаюсь устано­вить истину, но безуспешно. Воз­можно, у кого-то в домашнем архи­ве найдётся фото памятника с фа­милиями. Многие очевидцы утверж­дают, что при сооружении нового мемориала перезахоронение по­гибших не производилось. И брат­ская могила находится на прежнем месте в стороне от плит, где ныне возлагают цветы.

Сейчас на том месте растут де­ревья и установлен электрический столб. Как-то мы с Петром Фёдо­ровичем Грибцовым проходили по асфальтированной дорожке ули­цы Первомайской мимо мемориала и он произнёс фразу, которую буду помнить всегда: «Да, мы сейчас по ним все ходим».

У нас, проходящих мимо брат­ских могил и обелисков, захваты­вает дух, непроизвольно выступа­ют слёзы и просыпаются чувства гордости и благодарности своим де­дам и отцам, совершившим великий подвиг в те суровые годы. Однако состояние мемориального памят­ника «Вечный огонь», расположен­ного в городе Благодарном на пе­рекрёстке улиц Советской и Перво­майской, вызывает и иные чувства.

Всякий раз в канун празднич­ных мероприятий мемориал под­вергается только косметическому ремонту. Из года в год средства на его капитальный ремонт не выделя­ются. Раз в год, 9 Мая, традицион­но в чёрный цвет окрашивают звез­ду на Вечном огне и убирают му­сор в округе. Однако вскоре после скорбных речей и салютов власть забывает о погибших и памятнике до следующего праздничного дня. Плиты на братских могилах мемо­риала обваливаются, стелы с име­нами погибших героев разрушают­ся. Территория, прилегающая к мемориалу, превращается жителя­ми соседних домов в свалку быто­вого мусора, а нелегальными так­систами используется как стоянка.

Невзирая на запрещающие зна­ки, водители ожидают в этом месте своих пассажиров. Среди высажен­ных сосёнок они накатали дорогу. Пассажиры находят укрытие от ве­тров и дождей за огромной стелой с именами погибших. В ожидании клиентов нелегалы выбрасывают мусор. На моих глазах водитель бе­лой «Хонды» швырнул на газон пу­стую пластмассовую бутылку. По­сле замечания он вышел из авто­мобиля и быстро убрал её обрат­но. Другие «бомбилы» утверждают, что ничего плохого не видят в своём поведении. Однако от предложения сфотографироваться для репорта­жа категорически отказались и бы­стро уехали.

Из дома напротив жильцы вы­несли к памятнику разбитый пласт­массовый таз синего цвета и гору строительного мусора. На много­кратные предупреждения городской администрации о нарушении пра­вил благоустройства в населённом пункте не реагируют.

Принесённые к горящему огню венки и цветы часто бывают пова­лены ветрами и дождями, разброса­ны в хаотичном порядке и больше напоминают мусор, чем скорбные атрибуты. А какой-то негодяй уму­дрился бросить в пламя горелки пу­стую бутылку из-под пива, оставив стакан со спиртным.

Спешащие за покупками на ры­нок горожане не обходят памятник

по пешеходной дорожке — идут на­прямую, а затем вновь возвраща­ются с сумками тем же путём. По большому счёту, мемориал — боль­шая братская могила. Кто-нибудь из проходящих топтал бы могилы своих родных?!

На Афонской усыпальнице есть надпись: «Мы были такие, как вы, а вы будете такие, как мы». Не ходи, прохожий, не топчи погибших прах. Стыдно и больно наблюдать по­добное кощунство.

К своему удивлению, в апреле 2012 года, в канун Дня Победы, я обнаружил, что Вечный огонь на мемориале погас. Газовая горел­ка внутри пришла в негодность, газ горел в глубине колодца, выгорая из трубы. В колодце находились многочисленные бутылки и окурки. Тогда я обратился за помощью в районную администрацию. Однако там мне пояснили, что просьба не по адресу, потому что памятник со­стоит на балансе города. От тако­го ответа буквально опешил. Услы­шанное резануло по сердцу. Зна­ли бы об этом воины, погибавшие в бою за Родину свою.

Пошагал за правдой в город­скую мэрию. Однако и там выясни­лось, что указанный мемориал не состоит на балансе города и никто не несёт за него ответственность. Похоже, такое положение устраи­вает чиновников: официально не требуется отвечать за плачевное состояние самого главного памят­ника в городе.

В конце концов по указанию ад­министрации газовики в первых числах мая 2012-го отремонтиро­вали горелку. В День Победы Веч­ный Огонь горел ярко и не угасал. Мало кто из горожан заметил, что в течение долгого времени огонь не горел.

В настоящее время принимают­ся меры по постановке мемориала на баланс городской администра­ции. Но почему же так мучитель­но долго тянется этот процесс? И почему об этом не задумывались прежние руководители района и го­рода? Быть может, эти должност­ные лица найдут в себе мужество и ответят на поставленные вопросы?

Братская могила, где похоро­нены партизаны Михаил Андре­евич Коробко и Фёдор Фёдоро­вич Гриценко, значится по ОБД Ме­мориал как воинское захоронение под номером 26-78 и шефствует над захоронением Государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства. Оказыва­ется, что совсем и не бесхозный этот мемориал, есть кому приводить в по­рядок.

На память приходят слова из пес­ни Владимира Высоцкого:

А в Вечном огне видишь

вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты…

Горящий Смоленск

и горящий Рейхстаг,

Горящее сердце солдата…

В Вечном огне города Благодар­ного видится и забвение памяти пав­ших защитников Отечества, безду­шие чиновников, ответственных за сохранность святыни. Находятся же у властей деньги на другие нуж­ды. Быть может, сыщутся средства и для погибших героев? Как того тре­бует Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти по­гибших при защите Отечества».

Напомню, что в июле 2014 года президент России Владимир Путин по­ручил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву обеспечить учёт и беспе­ребойное функционирование мемори­алов «Вечный огонь» в России.

Приближается 70-я годовщи­на Победы в Великой Отечествен­ной войне, и уже понятно, что капи­тального ремонта не будет, но не­обходимо как можно раньше приве­сти памятник «Вечный огонь» в горо­де Благодарном в надлежащее со­стояние.

Ведь Победа 9 Мая 1945 года — это наша общая радость и боль. Думает­ся, что многие горожане не останут­ся безучастными к проблемам Веч­ного огня и перечислят посильные пожертвования на его обустройство. Юбилейная дата не за горами, и сде­лать это пока ещё не поздно.

Мелькают календари победных дат, поклонимся тебе, Солдат!

Роберт Рождественский напи­сал в своё время пророческие стро­ки: «Это нужно не мёртвым, это надо живым». И в этом неумолимая логи­ка Великой Победы — праздника, со слезами на глазах…

Невечный огонь

Владимир КОЛЯБИН

Фото из архива

и Евгения ИВАНОВА

СПРАВОЧНО:

Во все времена своей истории русские люди жертвовали деньги на обелиски, памятники и храмы в память воинов Отечества.

20 февраля 1818 года на Красной площади благодарные потомки в присутствии императора Александра I торжественно открыли памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Средства для него собирались по всенародной подписке.

26 мая 1912 года в Москве был освящён величественный Храм Хри­ста Спасителя — народный памятник Победы в Отечественной войне 1812 года. Возведён он на пожертвования, которые собирались по всей России, и стал «вечной памятью» всем защитникам России, «на поле брани живот свой положивших и от ран скончавшихся».