Холодным октябрьским днём мобильная бригада социально-реабилитационного центра «Гармония» совместно с субъектами профилактики выехала в село Спасское по жалобе, поступившей из местной школы. Кто-то из граждан привёл туда полураздетых, продрогших от холода детей, посчитав, что педагоги должны знать, кто они и откуда.
Но, как выяснилось, эти дети в школе не учатся, зато и они, и их родители хорошо знакомы сотрудникам «Гармонии», так как семья С. состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как находящаяся в социально опасном положении.
Должны коммунальщикам больше ста тысяч
К супругам С. неоднократно выезжали не только сотрудники реабилитационного центра, но и члены социального патруля с представителями прокуратуры. Отец не работает, периодически злоупотребляет алкоголем, лечиться у нарколога отказывается, в нетрезвом виде ведёт себя очень агрессивно, имеет две судимости. Мать тоже дважды осуждена условно: за кражу и за нанесение ножевых ранений своей знакомой. Единственным доходом семьи являются детские пособия. В данный момент в семье четверо детей в возрасте от 1,7 месяца до 6 лет. В детский сад они практически не ходят, у всех очевидная задержка речевого развития, а ведь старшему мальчику скоро идти в школу.
В отношении пятого ребёнка-инвалида супруги лишены родительских прав, он сейчас находится в Ставропольском специализированном доме ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Мальчику сделали необходимую операцию, оформили инвалидность, и теперь нерадивые родители, до того ни разу даже не навестившие малыша, требуют его вернуть, чтобы получать пособие.
До переезда в Спасское семья жила в селе Шишкино, в трёхкомнатном доме с удобствами, приобретённом министерством образования для матери семейства М. как для сироты, оставшейся без попечения родителей. Но, задолжав более 130 тысяч рублей за коммунальные услуги и оставшись в итоге без газа и воды, супруги попытались продать дом фактически за бесценок, а когда не получилось, пустились скитаться с детьми по съёмным квартирам, скрываясь от специалистов «Гармонии», органов опеки и кредитных организаций. На одной из таких квартир в залог уплаты долга за проживание они отдали даже документы на собственное домовладение.
Сотрудники реабилитационного центра пытались помочь решить вопрос о снижении задолженности с «Межрайводоканалом», но агрессивное, вызывающее поведение М. помешало добиться цели.
Летом семья покинула Шишкино и была выявлена в Спасском. В течение последующих месяцев пат-руль выезжал к ним несколько раз, и вот — очередной сигнал.
Две комнаты на шестерых
Машина остановилась возле старого саманного и с виду нежилого дома — в последний раз семью С. навещали именно здесь. Сейчас большой двор был совершенно пустым, окна зияли темнотой и частично дырами. На стук, естественно, никто не отозвался, соседи сказали, что многодетных родителей не видно уже несколько дней, видимо, в очередной раз сменили место жительства.
Пользуясь самым эффективным методом «язык до Киева доведёт», нам удалось выяснить, что С. сняли жильё на другой улице. Проехав по названному адресу, остановились у длинной низенькой времянки. На этот раз миссия завершилась более успешно — нам удалось пообщаться с супругами и посмотреть на их новое пристанище. Оно, честно сказать, не впечатлило. Двор боль
шой, места много, есть небольшая летняя кухонька и ещё несколько хозпостроек, имеется даже немногочисленное хозяйство: лошадь, коза, несколько кур. А вот в самой времянке для такой большой семьи тесновато — там помимо прихожей всего две комнаты, нет столовой и ванной. Мыться приходится в тазу, а воду греть на плите. Запах в помещении стоит малоприятный, специфический, но в комнатах чисто и тепло — затоплена печь, к которой подведён газ.
По словам отца семейства, домовладение они купили у местной жительницы за 100 тысяч рублей (большую часть денег уже отдали). Откуда у семьи, не имеющей иных доходов, кроме детских пособий, средства на такую покупку — непонятно. Мужчина уверяет, что работает то ли в колхозе, то ли у частника, но где именно — точно сказать не может, и доверия эти сведения не вызывают. Непонятно также, почему нельзя было эту сумму пустить на погашение задолженности по коммунальным услугам, вернуться в свой дом, где есть все удобства, а не таскать детей по чужим квартирам и таким вот довольно убогим помещениям. Ведь условия для их нормальной жизни и полноценного развития в них не самые подходящие.
Нужна помощь логопеда
Пока мы беседовали, старший мальчик, как был — босиком, одетым лишь в футболку и шорты, выбежал во двор, словно для него это обычное дело. Одна из девочек, по словам матери, сейчас живёт у родственницы и ходит в детский сад, остальные дети всё время дома. Они в основном молчат, разговаривают редко и совсем не так, как их сверстники. Имеется характеристика из детского сада №21 с. Шишкино, который ребята некоторое время посещали — педагоги отмечали у детей задержку речевого развития, которая в дальнейшем может повлиять на их психическое развитие, а, возможно, уже влияет. Да и в школе с данной проблемой учиться будет очень сложно. С такими детьми обязательно должен заниматься логопед, что и было рекомендовано родителям, но, разумеется, никто этим рекомендациям не следует.
Мать заверила, что старшие сын и дочь скоро тоже пойдут в детский сад, но к этим обещаниям члены патруля отнеслись скептически — слишком часто приходилось их слышать. У проверяющих нет уверенности даже в том, что в следующий раз семейство будет проживать по данному адресу. Им ведь ничего не стоит пуститься в очередное путешествие, ведущее в никуда.
Не единичный случай
Вместе с семьёй С. проживает пожилая женщина, не связанная с ними никакими родственными узами. Для них её пенсия — очередной источник дохода, позволяющий не работать. Просто у этих людей особое мировосприятие. И если мы, покидая низенькую времянку, удручённо вздыхали и задавались вопросом: как можно жить, не имея постоянного заработка и не стремясь трудоустроиться, не ухаживая за своим жильём, предпочитая не оплачивать услуги, а просто перебираться на новое место, наделав очередных долгов? То для них, похоже, совершенно неприемлем образ жизни, где у каждого члена семьи есть определённые обязательства и работа, которую нужно выполнять строго по графику. А о том, что детей положено не только кормить, но ещё и следить за их здоровьем и полноценным развитием, они каждый раз, словно впервые слышат.
К сожалению, таких семей у нас немало и, как правило, у всех есть дети. Вот именно о защите законных прав детей и идёт речь. Нужно объединять усилия и пытаться как-то выправить ситуацию, пока топкое болото, в которое превратилась жизнь родителей, не поглотило их окончательно, и пока история семьи С. не повторилась в новом поколении…
Наталья НЕТКАЧЕВА
Фото автора