Елизаветинские дольщики ответили на вопрос: Почему хотят забрать свою землю у ЗАО «Родина»?
Сегодня в с. Елизаветинском да и во всём Благодарненском районе главной темой для обсуждения среди аграриев является осенний сев и выделение 86 собственниками долей из общего массива ЗАО «Родина». Об этой ситуации дважды писала наша газета. Страсти не утихают. Постараемся разобраться, почему так случилось.
Бывшие колхозники вспоминают, как четыре года назад при реорганизации СПКК «Родина» в акционерное общество И.В. Минина за поддержку и передачу прав управления хозяйством обещала отремонтировать местный Дом культуры, построить плавательный бассейн, конноспортивное учреждение, обеспечить школу новейшей техникой, амбулаторию — диагностическим оборудованием — словом, «озолотить» всех.
Такие перспективы вдохновляли. Теперь участники той встречи без энтузиазма рассказывают о том, как осенью 2012 года с готовностью кричали «да», «согласны», «где поставить галочку», ведь уже через год-два, в крайнем случае четыре, они рассчитывали получить обещанное.
Четыре года прошло. Местный Дом культуры, который числился сначала на балансе колхоза, а после ЗАО «Родина», так и не был отремонтирован. Пару лет назад руководство ЗАО и вовсе отказалось от него в пользу администрации. Старые обещания новая хозяйка пока так и не выполнила. К тому же закрылись птицеферма, свиноферма, молочно-товарная ферма.
Как же так вышло? Ирина Васильевна постоянно говорит о том, что «Родина» прибыльна, получает миллионные доходы, укрепляет престиж России на мировой арене, о том, что она сама всё делает ради своей страны, людей, которые в ней живут. Всё логично и верно, но остаётся вопрос, елизаветинцы — граждане «её» страны?
Почему 86 собственников решили забрать землю у местного хозяйства? Осознанный это шаг или нет? Судите сами.
Футбольная форма по списку
Игроки местной футбольной команды, довольно неплохо играющие на районном уровне, занимаются на стадионе, одетыми в старые футболки. Наверное, форме столько же лет, сколько и акционерному обществу «Родина». Колхоз в свою бытность материально поддерживал детей, занимающихся спортом, несмотря на финансовые трудности. Вопрос о спортивной форме, наверное, не первостепенный для хозяйства и села, но настораживает подход к нему:
— Впервые я столкнулся разделением детей на «правых и левых», — рассказывает тренер сборной команды с. Елизаветинского Николай Иванович Исаев. — Мы никогда не делили мяч, майки, бутсы между детьми ни по национальному признаку, ни по состоятельности родителей, ни по тому, чей это ребёнок — фермера или колхозника. Кто мог помочь, помогал, но не отдельному футболисту, а всей команде. И фермеры, и колхоз выделяли транспорт на соревнования. Конечно, помощь не была ежечасной, но на тренировки и соревнования — хватало.
Ирина Васильевна Минина на просьбу помочь приобрести футбольную форму ответила отказом. Обосновала тем, что не намерена помогать детям, половина родителей которых пытаются забрать свою землю из хозяйства.
Н.И. Исаев — футбольный тренер, который каждый день занимается с детьми на спортивной площадке. Привык за происходящим наблюдать со стороны. Для него главное — футбол и дети. Однако, увидев безразличие местного хозяйства к спорту, к ребятам, решил забрать землю и передать в аренду фермерам, которые, хоть чем-то, помогают.
— Футболисты меня постоянно спрашивают: поможет ли нам кто-нибудь с футбольной формой? В такие моменты у меня подступает ком к горлу, не поворачивается язык сказать, что нужно составить списки: детям, чьи родители держат свои земельные доли в ЗАО «Родина» и там же работают, возможно, купят новую форму, остальным даже не стоит и рассчитывать на помощь от градо-образующего хозяйства.
Трактористом был недолго
Игорь Сергеевич Ясеновский, коренной житель с. Елизаветинского, устроился работать в ЗАО «Родина» два года назад, как только вернулся из армии. Молодой и энергичный парень хватался за любую работу. Его старания оценили и предоставили возможность трудиться на новой современной технике. Вот только проработал он на ней недолго.
Весной этого года накануне соб-рания, на котором решался вопрос о выделении земли из общего массива ЗАО «Родины», к нему подошёл сотрудник ООО «Моя мечта», отвёл в сторону и спросил:
— Это твой отец забирает землю из хозяйства? — Парень ответил утвердительно — чего скрывать. Тогда сотрудник предложил, либо отговорить отца, либо писать заявление на увольнение.
— Разве это справедливо? — спрашивает Игорь.
Отговорить отца он даже не пытался — написал заявление и ушёл из хозяйства.
Как и все 86 дольщиков, ждёт решения суда, чтобы вместе с отцом начать работать на своей земле.
Урок он усвоил и при увольнении, и во время судебной волокиты — помощи ждать неоткуда, и даже на собственной земле не дадут работать те, у кого «карман потолще».
Чтобы содержать семью
Алексей Владимирович Величко был вынужден два года назад уехать на заработки в другой город.
— У меня жена и трое детей. В 2013-ом я за уборочную страду, работая на комбайне, получил 24 тысячи рублей и 3,5 тонны зерна. Хотя являлся передовиком среди своих коллег из ЗАО «Родина». Как мне на эти деньги прокормить семью, работая в этом хозяйстве?
Алексей тоже хотел забрать землю из акционерного общества и стать полноправным фермером. Вместо того чтобы отремонтировать дом, он потратил сбережения на трактор МТЗ-80.
Вот только стоят пока трактор, сеялки, культиватор во дворе, а воп-рос с землёй так и не решается.
Где пасти скот?
Елизаветинец Музар Абдулвахидович Абдулвахидов занимается животноводством в своём личном подсобном хозяйстве. Он не собирался становиться фермером. Однако у него есть доля, которую он надеялся забрать из ЗАО «Родина» и передать в аренду фермерам. На вопрос, почему он принял такое решение, М.А. Абдулвахидов ответил:
— Моя земля находилась в аренде акционерного общества. Но с недавних пор представители ЗАО «Родина», по указанию Ирины Мининой или по собственной инициативе, запретили пускать мой скот на пастбища.
Мне ничего не оставалось делать, как выезжать в лесополосу, косить траву и её же заготавливать на зиму. Однако позже и степную траву «отобрали».
Прямо передо мной «прошёл» трактор и выкосил всё, что было возле лесополосы.
То ли Ирина Васильевна решила, что вместе с травой ворую кориандр и лаванду, то ли нас просто хотят «загнать в угол». Только коровы ни кориандр, ни лаванду не едят, да и продать культуры мне некому. А без кормовой базы не проживу. Остаётся порезать скот и либо пойти работать за гроши к Мининой, либо уехать, бросив землю, как это произошло с некоторыми в посёлке Ставропольском. С собой же я её не заберу.
— Как жене и детям в глаза смот-реть? Столько лет я запрещал семье необдуманно тратить деньги, обещал, что это не напрасно. Уверял — вот увидите, заберу землю, буду на ней работать и обеспечу вас всем необходимым. В итоге так и не посеял зерно под будущий урожай, а техника, на которую потратил последние копейки, без толку стоит во дворе. Неужели буду только наблюдать, как с моего отмежёванного участка земли собирают урожай чужие люди?
У каждого история своя, но все они отчасти похожи, поэтому можно подвести черту. Эти люди родом из Елизаветинского. Здесь изначально пустили корни их деды и прадеды. Здесь, несмотря ни на что, они хотят жить. Такой вот патриотизм.
Казалось бы, что отработать на крупном предприятии положенные часы куда легче (если ещё и хорошо платят), чем тянуть своё дело, своё хозяйство, где ты и бухгалтер, и механик, и продавец, да ещё и юрист в придачу. Но, видно, не легче, если организовывают елизаветинцы своё фермерское хозяйство. Выходит, этим людям лучше пройти через град, засуху, неурожай, чем работать в ЗАО «Родина» или ООО «Моя мечта».
Думаю, если агрохолдинг вновь найдёт лазейку в законе и отсрочит права 86 собственников, они не отступят. Для них сейчас задача не разбогатеть, а выстоять. За ними семьи и родной дом.
О людях не думают
До недавнего времени Александр Иванович Пожидаев, коренной житель села Елизаветинского, занимал одну из руководящих должностей в ЗАО «Родина». В прошлом году ушёл из хозяйства по собственному желанию, решил забрать землю из хозяйства и стать фермером.
— Хотелось бы напомнить, что ранее в «Родине» было огромное поголовье племенного скота, две молочные фермы. Проект был затратным, долгоиграющим и должен был окупить себя не сразу. Хотя ежедневно фермы за счёт реализованного молока приносили прибыль. В последние годы это давало хозяйству возможность держаться на плаву.
С приходом инвестора животноводство просуществовало недолго. Всех коров распродали или пустили под нож, а на вырученные деньги (около 55 млн. рублей) построили склады и перерабатывающие цеха для кориандра, укропа и т.д. Впоследствии эти производства стали именоваться как инвестиционные проекты, в которые немалые деньги вложила сама Ирина Васильевна Минина.
Никто не думает и о людях, которые либо потеряли работу, либо в пятнадцатиградусный мороз собирают для ООО «Моя мечта» лаванду.
Мириться с таким отношением к работникам Александр Иванович не смог. Хотя он был одним из тех, кто пригласил Минину в колхоз, доверился ей. Теперь, как и другие, борется за свой участок.
Несостоявшаяся
мечта
Елизаветинец О.В. Макаров пос-ле того, как попал под сокращение в «Родине», решил стать фермером. Несколько лет скупал поломанную технику, ремонтировал её, лишнюю заработанную копейку тратил не на мороженое детям, а на запчасти для трактора.
Чтобы содержать семью и подготовиться к оформлению крестьянско-фермерского хозяйства, ему приходилось держать до десяти бычков в своём личном подсобном хозяйстве.
Теперь у него есть и трактор, и комбайн, и сеялки, и культиваторы — всё, что может пригодиться для обработки земли.
И заветная дата наступила — собрание о выделе земли прошло. Землю выделили, отмежевали, казалось, уже можно вносить органические удобрения, которые давно подготовили, и приступить к севу. Не тут-то было. Сначала один иск с запретом на использование своей собственной земли, позже второй…
Олег Владимирович показывает свой участок. У потенциального фермера есть решение собрания о выделении из холдинга, документ о собственности, но нет права его использовать. Потерянным взглядом он смотрит на меня и с ноткой отчаяния говорит:
Илья УСАТОВ