11 сентября в Благодарном прошло очередное занятие «Школы грамотного потребителя». К сожалению, оно собрало мало слушателей, хотя вопросы рассматривались актуальные.
В традиционной теоретической части занятия начальник отдела муниципального хозяйства администрации БМР Г.В. Медведева рассказала о том, что должна включать в себя комплексная подготовка многоквартирных домов к отопительному периоду.
Затем выступил А.И. Квасов, исполняющий обязанности руководителя Благодарненского жилищно-эксплуатационного предприятия, которое в августе, наконец, получило лицензию, дающую право на управление МКД. Такая система работы (управление на базе МУП) уже внедрена в нескольких регионах СК и успешно ведётся. Доверить ЖЭП функцию управления решили жители 30-ти МКД с числом квартир больше 30-ти и 17-ти многоэтажек, где квартир меньше.
Александр Иванович отметил, что уже составлено несколько вариантов проектов договоров с собственниками. Они переданы старшим домов, чтобы у всех была возможность изучить образцы и выбрать самый оптимальный. Тарифы также будут определены на общем собрании жильцов в зависимости от их пожеланий и финансовых возможностей. Кого-то, возможно, удовлетворит определённый законодательством минимальный перечень услуг и работ по содержанию дома, а кто-то пожелает его значительно расширить. Например, в нескольких домах решено включить в список предоставляемых услуг уборку лестничных площадок. При необходимости и по желанию любой из сторон (если имеются основания) заключённый договор может быть расторгнут.
Коснулся он и другой злободневной темы — подготовки домов к отопительному сезону. Отметил, что к положенному сроку все необходимые работы будут выполнены. В ближайшее время специалисты «Крайтеплоэнерго» совместно с сотрудниками ЖЭП начнут готовить отопительные системы к зимним холодам. В подъездах МКД будут развешены объявления с указанием даты и времени ожидаемых работ.
В занятии принял участие специалист некоммерческой организации СК «Фонд капитального ремонта» М.Г. Миненков. Он рассказал, как реализуется краевая программа по капитальному ремонту МКД на территории нашего района. В текущем году в программу попали только два многоэтажных дома г. Благодарного по ул. Первомайской, №105 и №72. В них запланировано провести ремонт фасада, крыши, внутридомовых инженерных систем водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. На общем собрании собственники уже утвердили перечень предложенных им ремонтных работ. В данный момент проводится конкурс по выбору подрядной организации, которая будет заниматься составлением проектной документации.
В 2016 году в рамках данной программы планируется начать ремонт по ул. Первомайской, № 10, Краснознаменской, №2, пер. 9 Января, №3.
Разумеется, речь коснулась и неприятных моментов, таких, как процент за неуплату взноса на капремонт. Квитанции с требованием уплатить так называемую «пеню» буквально атаковали благодарненцев. Михаил Григорьевич объяснил, что из-за противоречия в законодательстве компьютерная программа, производящая расчёты, ещё недостаточно отлажена, и эти начисления — результат сбоя, техническая неполадка. То есть платить их не нужно. А тем, кто уже произвёл оплату, беспокоиться не стоит — деньги автоматически переводятся на общий счёт собственников и пойдут исключительно на ремонт их общедомового имущества.
В очередной раз обсуждалось, какой способ накоплений лучше: общий котёл или спецсчёт? Выяснилось, что большинство собственников теперь склоняется ко второму варианту. М.Г. Миненков разъяснил преимущества и сложности, связанные с ведением такого счёта, напомнив, что, если жильцы МКД решили его открыть, об этом обязательно нужно уведомить фонд и через 2 года с момента уведомления их средства будут перечислены из общего котла на спецсчёт.
Граждан интересовали и другие вопросы, например, как быть, если работы, запланированные в рамках программы, уже полностью выполнены собственниками за свой счёт? Прозвучало, что им заранее будет передан протокол с полным перечнем предстоящей деятельности. Жильцы на общем собрании вправе просто убрать те пункты, которые посчитают лишними. Если они уже полностью отремонтировали то или иное имущество и сохранили подтверждающую это документацию, возможен даже взаимозачёт.
На занятии затронуты и такие темы, как несоответствие состояния домов и сроков ремонта, их ежегодная актуализация, повышение взносов в следующем году и др.
«Школа грамотного потребителя»- это хорошая возможность повысить свою юридическую грамотность в сфере ЖКХ и задать интересующие вопросы напрямую представителям ресурсоснабжающих организаций, местной власти и других структур и предприятий. Администрацией района проводится значительная организационная работа в этом направлении, но на занятия в итоге ходят единицы.
Неужели у большинства жителей района нет вопросов, которые хотелось бы обсудить, получив грамотную консультацию? Самое простое — критиковать несовершенное законодательство и власть, ничего не предпринимая, но решение любой проблемы начинается с её обсуждения. «Школа» — это шанс на вразумительный диалог потребителей и поставщиков услуг ЖКХ, возможность услышать друг друга и сделать первый шаг на пути к положительному изменению ситуации.
Наталья НЕТКАЧЕВА