Годы идут и уносят с собой воспоминания, но для кого-то они остаются неизменными, вновь и вновь возвращая к страшным событиям. О людях с тяжёлой судьбой – детях войны, ветеранах, узниках концлагерей, тружениках тыла мы должны знать. Они – живые лица нашей истории.
4 февраля 2018 года свой 90-й день рождения отметила простая русская женщина жительница села Спасского Мария Васильевна Гаркуша. Недавно корреспонденты «Благодарненских вестей» побывали в гостях у юбилярши и узнали историю её жизни.
— Родилась я в селе Спасском в 1928 году в многодетной крестьянской семье Василия Гавриловича (1902 года рождения) и Софьи Васильевны (1907 года рождения) Тарасенко, — начала свой рассказ пожилая женщина. — Всего в семье было семеро детей: Раиса (1926 г.р.), я (1928 г.р.), Николай (1929 г.р.), Вера (1934 г.р.), Любовь (1936 г.р.), Надежда (1940 г.р.) и Пётр (1950 г.р.). Родительский дом располагался на улице Ленина. Отец и мама работали в колхозе.
До войны как и все сельские ребятишки ходила в школу, окончила четыре класса. А уже с 12 лет пошла работать в колхоз. Летом вместе со взрослыми ездила в поле, мы, девчонки, нянчили грудных детей, пока их матери пололи хлопок. Потом работала в огородной бригаде, пахала на быках, скирдовала солому и т.п.
У нас было небольшое хозяйство: корова, поросята, домашняя птица. Поэтому до войны жили хоть и бедно, но не голодали. А тут — проклятая война!
Отца с первых дней призвали в действующую армию, но на фронт он так и не попал, его отправили в Сибирь, где он работал на военном заводе. Но об этом мы узнали позже. Мама продолжала работать в колхозе, мы, старшие дети, помогали ей вести домашнее хозяйство, воспитывать малышей.
Помню, как в августе 1942 года в село пришли немцы. Они пригнали пленных евреев. Потом люди говорили, что их загнали на ферму, а наутро расстреляли за селом. Было их больше двадцати человек — старики, женщины дети. Никого не пощадили фашисты.
К нам в дом немцы не заходили, но по селу ходили разные слухи о том, что оккупанты грабят местное население, забирают скот, домашнюю птицу, и хотят взорвать мельницу. Было страшно.
Зимой, на старый новый год, немцы покинули село, а вскоре пришли наши войска. Так закончились страшные дни оккупации. А потом и войне пришёл конец. На фронте погибли два моих дяди мамины братья Василий и Егор Ивановы.
Первые послевоенные годы были самыми голодными. А потом жизнь потихоньку стала налаживаться. После войны я работала плугатырём на тракторе. Всю жизнь трудилась в колхозе разнорабочей. Трудовой стаж — 38 лет. Мои братья и сёстры тоже работали в колхозе.
В 1951 году вышла замуж за Владимира Яковлевича Гаркушу. Он был на год старше меня. Воевал с японскими милитаристами. После войны он тоже работал в колхозе.
С мужем вырастили и воспитали троих дочерей — Наталью (1952), Татьяну (1955) и Надежду (1963). Сегодня у меня семеро внуков и двенадцать правнуков.
Муж умер в 1989 году. С тех пор живу одна.
В память о муже Мария Васильевна бережно хранит его боевые и трудовые награды, среди которых орден Отечественной войны II степени, медали и Благодарность Верховного главнокомандующего товарища Сталина за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке. А вместе с ними, как напоминание о нелёгком труде в военные и послевоенные годы, хранятся её трудовые награды — медали «Ветеран труда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
На стенах дома Марии Васильевны висят старинные фотографии родных и близких, на столике в её комнате аккуратно расставлены лики святых, а во дворе и огородике — идеальный порядок. На жизнь не жалуется, не привыкла. И несмотря на почтенный возраст, с детства приученная трудиться, берёт в руки тяпку да с божьей помощью, как сама говорит, идёт полоть грядки. Вдруг внуки приедут в гости, а у неё — чистота и порядок.