Помогите подростку пережить комплекс «гадкого утёнка»


Дети, как известно, растут, а по мере взросления меняются и внутренне, и внешне. А эти изменения протекают не всегда гладко. Как же должны реагировать взрослые, родители и учителя?

Понаблюдайте, как на первом сентябрьском рассвете спешат они в шко­лу. Встретившись после каникул, ребята делятся впечатлениями о прошед­шем лете и внимательно всматриваются друг в друга. Кто и как изменился? Многие явно тревожатся: не стал ли я смешным и непохожим на осталь­ных? Особенно беспокоятся подростки. В их возрасте в организме наря­ду с внешними изменениями бурно протекают психические и гормональ­ные процессы, и, как правило, именно летом существуют наиболее благо­приятные условия для пубертатного криза, когда резко усиливается рост и появляются вторичные половые признаки (округлость форм, рост молоч­ных желёз, изменение голоса и т.д.). Подобные изменения чаще всего не радуют. Правда, родители иногда улыбаются, глядя на появление «детских при­пухлых желёз», но сами-то повзрослевшие дети чувствуют себя удручён­ными и нередко оказываются по осени на приёме у психотерапевта.

Им кажется, что с ними происходит что-то неладное. Одному мнится, что помимо своей воли он становится грубым, другой подозревает какое-то тяжёлое заболевание, а третий ищет у себя «врождённое уродство». Под­ростки лишаются сна, аппетита, часто под любым предлогом отказывают­ся от посещения уроков физкультуры, так как стесняются своего «порока».

Но это ещё далеко не самое тревожное проявление комплекса «гадкого утёнка», когда подросток целиком погружён в переживания, связанные с негативной оценкой перемен во внешнем облике. Труднее всего приходит­ся детям с более яркими проявлениями морфологических изменений, при которых нервно-психические состояния и эндокринные процессы протека­ют дисгармонично. Отдельные системы опережают другие в скорости раз­вития, и подросток очень неуютно чувствует себя в своём «новом» теле.

А если ещё его черты и системы изменяются непропорционально, то это сопровождается достаточно сильными душевными переживаниями. Например, у двадцати процентов девочек в возрасте 11–12,5 лет происхо­дит резкое усиление роста. Представьте себе душевное состояние ребён­ка, который вдруг обнаружил себя переросшим не только мальчиков, но и всех своих подруг. Таких «переростков» начинают дразнить, и они суту­лятся, стараясь уменьшить свой рост и появляющуюся грудь, быть таки­ми, как все. Поводом для переживаний может быть также излишняя худо­ба или чаще полнота, заставляющая девочек ограничивать себя в еде, до­водя порой организм до болезненного состояния. Они чувствуют себя не­красивыми, «неправильными», и учителю очень важно, не дожидаясь жа­лоб подростка (он может и не обратиться), подчеркнуть что-то положи­тельное в его облике.

Серьёзно должны относиться к детям, испытывающим физические из­менения во внешности, и родители. Подростки — совершенно неподходя­щая тема для учительского или родительского юмора по поводу внешне­го облика. Вспоминается такой случай: девочка пошутила: «Ну и нос у меня!». Мама поддержала эту шутку: «Ты сможешь им колоться!». В ито­ге несколько лет работы понадобилось психотерапевту, чтобы отговорить дочку от постоянного, навязчивого желания сделать пластическую опе­рацию, которая на самом деле была совершенно неуместна, так как через полгода пропорции лица девочки приняли гармоничную форму. Но убеж­дение в своей уродливости отравило ей несколько лет жизни.

Приведём ещё один пример. Девочка на уроке физкультуры лезет по ка­нату и отстаёт в эстафете.

— Ты очень толстая, — говорят ей подруги.

— Действительно, не мешало бы похудеть! — соглашается учитель физ­культуры.

Через год эта девочка оказывается в психиатрической больнице. С точ­ки зрения специалистов, нет другого такого возраста, где слово могло бы создавать более психотравмирующие ситуации, как в подростковом пери­оде. Подросток всегда обращается к родителям или к учителю в прямой или завуалированной форме с желанием получить оценку своей внешно­сти. Ответ на его банальный вопрос «Как я выгляжу?» таит в себе глубо­кий смысл.

Поэтому никогда не следует отделываться общими замечаниями. Ответ должен быть серьёзным, взвешенным. Следует непременно подчеркнуть положительную перспективу изменения внешности. Например, девочку-подростка можно подбодрить замечанием типа «Ещё через год это платье на тебе будет сидеть особенно хорошо!» или «Скоро ты станешь просто красавицей». И если даже есть во внешности подростка что-то, не вызыва­ющее одобрения (например, в причёске или в одежде), не следует ему об этом сразу говорить. Лучше промолчать, чем испортить настроение.

И никогда нелишне заметить: «Ты это скоро перерастёшь! Твоя фигура через некоторое время изменится!». Особенно осторожным надо быть учи­телю, потому что в его устах даже какие-то незначительные шутки по по­воду внешности звучат как «приговор».

Очень часто родители, которые видят в своих детях не самостоятельных личностей, а объект для воплощения собственных неудавшихся представ­лений и надежд, сами развивают опасения ребёнка по поводу его внешнего облика. Так, например, отец заставляет своего полного сына бегать с ним до изнеможения по стадиону, заниматься гимнастикой, грубо одергивая за ошибки, иронизируя по поводу неудач. В результате у ребёнка, и без того неохотно двигающегося, развивается стойкое отвращение к физическим усилиям, а иногда появляются и невротические нарушения в сердечно-сосудистой системе. Нередко такой же эффект получается при оценочных занятиях спортом, требующих больших физических усилий. Нетактичные замечания тренера могут нанести душевную травму.

Подростковый период — трудное, сложное время душевных пережива­ний. Будем деликатными, осторожными к слову. Поможем нашим подрост­кам благоприятно и с наименьшим уроном пережить все тревоги, связан­ные с изменяющейся внешностью.

Людмила ЧЕМАРОВА,

педагог-психолог СОШ №15,

руководитель методического объединения педагогов-психологов

Благодарненского района