Дети, как известно, растут, а по мере взросления меняются и внутренне, и внешне. А эти изменения протекают не всегда гладко. Как же должны реагировать взрослые, родители и учителя?
Понаблюдайте, как на первом сентябрьском рассвете спешат они в школу. Встретившись после каникул, ребята делятся впечатлениями о прошедшем лете и внимательно всматриваются друг в друга. Кто и как изменился? Многие явно тревожатся: не стал ли я смешным и непохожим на остальных? Особенно беспокоятся подростки. В их возрасте в организме наряду с внешними изменениями бурно протекают психические и гормональные процессы, и, как правило, именно летом существуют наиболее благоприятные условия для пубертатного криза, когда резко усиливается рост и появляются вторичные половые признаки (округлость форм, рост молочных желёз, изменение голоса и т.д.). Подобные изменения чаще всего не радуют. Правда, родители иногда улыбаются, глядя на появление «детских припухлых желёз», но сами-то повзрослевшие дети чувствуют себя удручёнными и нередко оказываются по осени на приёме у психотерапевта.
Им кажется, что с ними происходит что-то неладное. Одному мнится, что помимо своей воли он становится грубым, другой подозревает какое-то тяжёлое заболевание, а третий ищет у себя «врождённое уродство». Подростки лишаются сна, аппетита, часто под любым предлогом отказываются от посещения уроков физкультуры, так как стесняются своего «порока».
Но это ещё далеко не самое тревожное проявление комплекса «гадкого утёнка», когда подросток целиком погружён в переживания, связанные с негативной оценкой перемен во внешнем облике. Труднее всего приходится детям с более яркими проявлениями морфологических изменений, при которых нервно-психические состояния и эндокринные процессы протекают дисгармонично. Отдельные системы опережают другие в скорости развития, и подросток очень неуютно чувствует себя в своём «новом» теле.
А если ещё его черты и системы изменяются непропорционально, то это сопровождается достаточно сильными душевными переживаниями. Например, у двадцати процентов девочек в возрасте 11–12,5 лет происходит резкое усиление роста. Представьте себе душевное состояние ребёнка, который вдруг обнаружил себя переросшим не только мальчиков, но и всех своих подруг. Таких «переростков» начинают дразнить, и они сутулятся, стараясь уменьшить свой рост и появляющуюся грудь, быть такими, как все. Поводом для переживаний может быть также излишняя худоба или чаще полнота, заставляющая девочек ограничивать себя в еде, доводя порой организм до болезненного состояния. Они чувствуют себя некрасивыми, «неправильными», и учителю очень важно, не дожидаясь жалоб подростка (он может и не обратиться), подчеркнуть что-то положительное в его облике.
Серьёзно должны относиться к детям, испытывающим физические изменения во внешности, и родители. Подростки — совершенно неподходящая тема для учительского или родительского юмора по поводу внешнего облика. Вспоминается такой случай: девочка пошутила: «Ну и нос у меня!». Мама поддержала эту шутку: «Ты сможешь им колоться!». В итоге несколько лет работы понадобилось психотерапевту, чтобы отговорить дочку от постоянного, навязчивого желания сделать пластическую операцию, которая на самом деле была совершенно неуместна, так как через полгода пропорции лица девочки приняли гармоничную форму. Но убеждение в своей уродливости отравило ей несколько лет жизни.
Приведём ещё один пример. Девочка на уроке физкультуры лезет по канату и отстаёт в эстафете.
— Ты очень толстая, — говорят ей подруги.
— Действительно, не мешало бы похудеть! — соглашается учитель физкультуры.
Через год эта девочка оказывается в психиатрической больнице. С точки зрения специалистов, нет другого такого возраста, где слово могло бы создавать более психотравмирующие ситуации, как в подростковом периоде. Подросток всегда обращается к родителям или к учителю в прямой или завуалированной форме с желанием получить оценку своей внешности. Ответ на его банальный вопрос «Как я выгляжу?» таит в себе глубокий смысл.
Поэтому никогда не следует отделываться общими замечаниями. Ответ должен быть серьёзным, взвешенным. Следует непременно подчеркнуть положительную перспективу изменения внешности. Например, девочку-подростка можно подбодрить замечанием типа «Ещё через год это платье на тебе будет сидеть особенно хорошо!» или «Скоро ты станешь просто красавицей». И если даже есть во внешности подростка что-то, не вызывающее одобрения (например, в причёске или в одежде), не следует ему об этом сразу говорить. Лучше промолчать, чем испортить настроение.
И никогда нелишне заметить: «Ты это скоро перерастёшь! Твоя фигура через некоторое время изменится!». Особенно осторожным надо быть учителю, потому что в его устах даже какие-то незначительные шутки по поводу внешности звучат как «приговор».
Очень часто родители, которые видят в своих детях не самостоятельных личностей, а объект для воплощения собственных неудавшихся представлений и надежд, сами развивают опасения ребёнка по поводу его внешнего облика. Так, например, отец заставляет своего полного сына бегать с ним до изнеможения по стадиону, заниматься гимнастикой, грубо одергивая за ошибки, иронизируя по поводу неудач. В результате у ребёнка, и без того неохотно двигающегося, развивается стойкое отвращение к физическим усилиям, а иногда появляются и невротические нарушения в сердечно-сосудистой системе. Нередко такой же эффект получается при оценочных занятиях спортом, требующих больших физических усилий. Нетактичные замечания тренера могут нанести душевную травму.
Подростковый период — трудное, сложное время душевных переживаний. Будем деликатными, осторожными к слову. Поможем нашим подросткам благоприятно и с наименьшим уроном пережить все тревоги, связанные с изменяющейся внешностью.
Людмила ЧЕМАРОВА,
педагог-психолог СОШ №15,
руководитель методического объединения педагогов-психологов
Благодарненского района