Программа «Доступная среда» — это новые возможности для инвалидов


Интервью министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края И.И. Ульянченко:

— Иван Иванович, на Став­рополье третий год реали­зуется подпрограмма «Доступ­ная среда» государственной про­граммы Ставропольского края «Социальная поддержка граж­дан». Что уже сделано для улуч­шения социального самочув­ствия инвалидов?

— В Ставропольском крае про­живает 218 тысяч 797 инвалидов, в том числе 9 тысяч 882 ребёнка- инвалида. Это очень значительная часть населения. Но, к сожалению, до поры до времени их не было принято замечать. Государственная программа «Доступная среда», ко­торая реализуется в стране с 2011 года, а в регионах с 2014, в корне изменила ситуацию и открыла для инвалидов новые возможности. Ко­нечно, за три года невозможно ре­шить все проблемы, которые копи­лись годами.

Полная доступность, безуслов­но, — это гораздо более длитель­ный процесс. Главное, что програм­ма закладывает для этого финан­совую и законодательную рамку. И здесь стоит сказать о том, что рас­поряжением правительства Ставро­польского края утверждён План ме­роприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объек­тов и услуг на территории края. Он составлен на основании утверждён­ных нормативными актами органов исполнительной власти края отрас­левых «дорожных карт». Срок реа­лизации мероприятий «дорожной карты» предусмотрен до 2030 года. Аналогичные «дорожные карты» разработаны и утверждены во всех 34 муниципальных районах и город­ских округах края.

Что касается результатов, то на сегодняшний день у нас в крае уровень доступности приоритет­ных объектов в социальной сфе­ре, здравоохранении, образова­нии, культуре, спорте составляет 56 процентов. Всего в рамках под­программы запланировано адап­тировать 563 объекта по приори­тетным сферам жизнедеятельно­сти инвалидов. За 2014-2016 годы адаптировано 329 объектов. В рам­ках дальнейшей реализации под­программы мы работу по адапта­ции объектов продолжим и плани­руем довести уровень их доступ­ности до 80 процентов.

— В бытовом понимании доступность — это нали­чие пандусов для инвалидов- колясочников. А учитываются ли при создании безбарьерной сре­ды потребности людей с ограни­чениями по зрению или слуху?

— Ранее, действительно, мы го­ворили исключительно о том, есть пандус или нет пандуса. Сегодня, в обиходе уже и многие другие спосо­бы доступности. Это и пониженные стойки регистрации в кассах, аэро­портах, различных других учреж­дениях, больницах, это и вопросы, связанные с контрастным шриф­том, шрифтом Брайля, с адаптаци­ей дорожной сети под потребности людей с потерей слуха. То есть при создании безбарьерной среды мы используем диффренцированный подход, учитываем и потребности инвалидов, которые перемещаются на креслах-колясках, и инвалидов с нарушениями зрения и слуха.

Во многих учреждениях социаль­ной сферы, в том числе и в нашем министерстве, для людей с осла­бленным зрением на путях движе­ния внутри зданий, к зонам оказа­ния услуг, санитарно-гигиеническим помещениям нанесены специаль­ные пространственно-рельефные указатели.

В системе улично-дорожной сети на основных маршрутах движения людей с потерей слуха установле­ны сигнализаторы к светофорам. Планируется оборудование оста­новок общественного транспорта в Ставрополе, Невинномысске и Пя­тигорске комплексной интеллекту­альной информационной системой «Умная остановка».

— Улучшение социального са­мочувствия инвалидов — это ещё и оказание им реабилитаци­онных услуг, их интеграция в об­щество. Что делается министер­ством в этом направлении?

— Все проживающие в крае инва­лиды имеют возможность получе­ния реабилитационных услуг в рам­ках их индивидуальных программ реабилитации. Эти услуги оказыва­ются центрами социального обслу­живания, которые функционируют во всех районах края и оснащены всем необходимым оборудованием.

Существенное влияние на инте­грацию инвалидов оказывает обе­спеченность их техническими сред­ствами реабилитации. Чтобы удо­влетворить потребности инвали­дов, по инициативе губернатора края Владимира Владимировича Владимирова в дополнение к фе­деральному перечню технических средств реабилитации в 2014 году был разработан и утверждён реги­ональный перечень.

Он включает в себя 15 наимено­ваний изделий. Это нетбуки с про­граммами речевого экранного до­ступа для слепых и со скайпом для глухих, «говорящие» глюкомет- ры, специальные телефоны, ви­брационные электронные часы- будильники, ванны-простыни, мно­гофункциональные медицинские кровати с матрацами и т.д.

За три года 960 инвалидов полу­чили 2671 изделие из регионально­го перечня.

И здесь мне хотелось бы от­дельно остановиться на оказании реабилитационных услуг детям- инвалидам. Мы особенно интенсив­но работаем в этом направлении, потому что для детей с точки зрения их развития и возможностей даль­нейшей интеграции в общество ре­абилитационные процедуры наибо­лее актуальны и наиболее важны. На сегодняшний день на террито­рии края действуют 23 обслуживаю­щих детей-инвалидов отделения. В течение полутора лет мы планиру­ем довести это число до 34, то есть создать отделения во всех районах края.

Стоит сказать и о том, что при финансовой помощи Фонда под­держки детей, находящихся в труд­ной жизненной ситуации, второй год реализуются две краевые програм­мы — «Право быть равным» и «До­рога в жизнь».

В мероприятиях этих программ принимают участие 25 отделе­ний, работающих с детьми, а также Дербетовский и Ипатовский дома- интернаты.

Благодаря этим программам ре­шаются задачи по улучшению каче­ства обслуживания семей с детьми- инвалидами, развитию системы ре­абилитационных учреждений края, улучшению качества жизни семей с детьми-инвалидами.

— В системе социального об­служивания края действуют два дома-интерната для детей с умственной отсталостью. Что де­лается для реабилитации и соци­ализации воспитанников этих ин­тернатов?

— С 2014 года министерство ме­няет свою политику в отношении детей-инвалидов с умственной от­сталостью. Для них создаётся со­временная модель организации комплексной реабилитации. В том числе и в рамках краевой програм­мы «Дорога в жизнь», о которой я уже говорил. В рамках этой програм­мы в домах-интернатах открыты ди­агностическая мастерская, трена­жёрный зал, КИТ-лаборатория (ком­плексы компьютерных игровых тре­нажёров), БОС-лаборатория (метод исследования с использованием биологической обратной связи), во­долечебный кабинет, соляная ком­ната, оборудованы игровые улич­ные комплексы, создана диагности­ческая лаборатория для выявления воспитанников учреждения, имею­щих потенциал для самостоятель­ного проживания после выхода из учреждения, модуль кухни для про­ведения занятий по обучению са­мостоятельному обслуживанию в условиях домашней обстановки.

— Сколько детей, и какого возраста проживают в этих учреждениях и получают ли они образование?

— В Ипатовском доме-интернате — 99 детей, в Дербетовском — 104 ре­бёнка. Возраст воспитанников от 4 до 18 лет.

Работа по предоставлению об­разовательных услуг ведётся в этих учреждениях на протяжении по­следних двух лет.

В 2015 году детские дома- интернаты получили лицензию на образовательную деятельность (до­полнительное образование детей и взрослых, дошкольное образова­ние). И с 1 сентября прошлого года начались занятия детей по програм­мам дополнительного образования.

Эти занятия проводятся с ис­пользованием игровых методик адаптивной физической культуры, направленных на развитие эмоци­ональной сферы детей, повышение уровня самооценки.

А в этом году у нас произошло знаменательное событие — 1 сен­тября в домах-интернатах для ум­ственно отсталых детей прозве­нел первый школьный звонок. Ко­нечно, заниматься ребята будут по адаптированным программам. Но в остальном — всё, как в обычной шко­ле, — школьная форма, парты, учеб­ники и тетради. В Ипатовском ДДИ общее образование получают 86 детей, дошкольное — 12. В Дербе­товском ДДИ 93 ребёнка получают общее образование и 11 детей — до­школьное.

— Какие условия созданы в учреждениях для организа­ции учебного процесса?

— Начну с того, что все участву­ющие в образовательном процессе сотрудники интернатов прошли кур­сы повышения квалификации. На сегодняшний день их уровень соот­ветствует квалификационным тре­бованиям, указанным в квалифика­ционных справочниках и (или) про­фессиональных стандартах, с учё­том особых образовательных по­требностей разных групп обучаю­щихся с умственной отсталостью.

А все воспитанники прошли об­следования краевой психолого- медико-педагогической комисси­ей. Это позволило определить воз­можности обучения каждого ребён­ка, организовать процесс создания условий для реализации права на образование.

Что касается условий для обе­спечения образовательной дея­тельности, то в Ипатовском ДДИ оборудовано 6 учебных кабинетов, подготовлены помещения для би­блиотеки, читального зала и меди­атеки. В Дербетовском ДДИ обору­дованы два учебных кабинета. И в том, и в другом учреждении приоб­ретён учебный и дидактический ма­териал (рабочие тетради, нагляд­ные пособия), методическая лите­ратура для педагогов, расходные и канцелярские материалы для творчества, естественно-научных, физкультурно-оздоровительных за­нятий.

В заключение отмечу, что основ­ной смысл безбарьерной среды — это создание таких условий, чтобы инвалидам было доступно всё, что доступно нормальному, обычному, здоровому человеку, — и образова­ние, и работа, и спорт, и культура, одним словом, полноценная жизнь. При этом важно формировать в об­ществе атмосферу равных возмож­ностей, в которой человек с ограни­чениями по здоровью мог бы и рас­крыться, и почувствовать внимание окружающих.

Министерство

труда и социальной

защиты населения