Прощёное воскресенье — «История одной фотографии»


Снимок был сделан в 1929 году в доме моего деда Акима Ивановича Терехова, 1867 года рождения (сегодня это дом по адресу: г.Благодарный, ул.Ленина, 119). Собрались гости на праздник Прощёное воскресенье. В основном члены семьи и близкие люди: в верхнем ряду — родная сестра деда Наталья Ивановна Колесина, племянница Марфа Цибулина с супругом Трофимом и маленькими детками Лёней и Васей, моя мама Ирина Акимовна Терехова, 1911 года рождения; в среднем ряду — племянница Дарья Головина с сыночком Васей на руках; в центре — мой дед Аким сидит со своим другом купцом Меланиным и его супругой, далее соседи; внизу — его дети: старшая дочь Шура, 1904 года рождения (она состояла в первой комсомольской ячейке села), сыновья Сёма и Иосиф.прощёное воскресение

Дед был хорошим семьянином. Всем своим детям дал образова­ние, воспитывал в православной вере и культуре. В семье знали и читали молитвы, уважительно от­носились друг к другу. Помню, что племянники называли мою маму тётушкой или няней.

Старший брат деда Егор вме­сте с женой и сыном умерли от хо­леры, и на дедушкины плечи лег­ла забота о трёх его дочерях. Всех племянниц он определил в зажи­точные семьи. Всё бы было хоро­шо, если бы не война.

В начале войны умерла бабуш­ка Прасковья, в 1941-м отца за­брали на фронт, у мамы умер сын Ваня, в 1942 году — эвакуация, в 1943-м умер дедушка, пришла по­хоронка на Иосифа.

Такая же беда случилась в се­мье Цибулиных: в начале войны умер хозяин дома Трофим, двоих его сыновей забрали на фронт, до­мой они уже не вернулись. Мар­фа осталась жить с младшим сы­ном Васей.

Более удачно сложилась жизнь у Дарьи. Её муж Фёдор Головин оказался хорошим хозяином и до­брым православным человеком. Он любил голубей и работал тито­ром в храме Александра Невского.

Однажды Фёдор тяжело за­болел и, прощаясь со всеми, не мог определиться, кому передать очень ценные вещи — Библию и икону «Изгнание из рая» (этой иконе христиане поклоняются на Прощёное воскресенье). В ито­ге икону он подарил моей маме, а Библию положили ему под голову. Такова была его последняя воля.

Ввиду сложившихся обстоя­тельств в дедушкином доме оста­лась жить Дарья с семьёй. Дед мой частицу своей любви передал каждому из нас, поэтому мы всег­да помогали друг другу выжить в трудное время, умели дружить и по престольным праздникам соби­рались вместе.

Подробнее расскажу о траги­ческой судьбе дедушкиного сына Семёна, который сидит на коври­ке в белой косоворотке. Дедуш­ка имел, как тогда говорили, своё дело. Он был поставалом, т. е. ва­лял войлок, валенки и шляпы. Из­готовив достаточное количество шляп, летом 1933 года (самое го­лодное время для нашей страны) отправил младшенького Семё­на со стариком на повозке прода­вать шляпы. Маршрут следования проходил через Кабарду и Чеч­ню. Прошло достаточно времени, но назад торговцы не возвраща­лись. Тогда дед отправился на по­иски сына. В одном из аулов жен­щина рассказала ему страшную историю: старик по дороге умер, а Семён в отчаянии ходил, пла­кал голодный и на окраине умер. Была жара, когда его нашли, труп уже разложился. Какой-то изверг привязал труп мальчика к хвосту лошади и пустил в гору. С такой страшной вестью вернулся дедуш­ка домой. В нашей семье все пом­нили об этом и хотели замолить свой грех перед невинным ребён­ком.

Дедушка после церковной службы постоянно приводил до­мой двух старцев, бабушка их кор­мила и с Богом провожала. Мама эту традицию тоже соблюдала. Она не отпускала из дома гостя без угощения. Этому и меня учи­ла.

Апостол Павел писал в одном из своих посланий: «Более же все­го облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Если бы мы об этом помнили, то никто и никогда не умирал бы от голода.

Я познакомила читателей с историей одной фотографии и судьбами запечатлённых на ней близких мне людей. Никого из них уже нет в живых, но со многи­ми я успела пообщаться при жиз­ни. Остались их внуки, правнуки и светлая память о моём дедушке Акиме.

Таисия ЛЫСЕНКО,

г. Благодарный

Фото из семейного альбома