Пусть ребёнок говорит!


В редакцию «БВ» поступил вопрос от мамы двухгодовалого малыша Л.И. Кулёвой:

— В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?

Что делать, если в два года этого ещё не произошло?

Отвечает логопед Благодарненского социально-реабилитационного центра для

несовершеннолетних «Гармония» Татьяна Михайловна Бажухина.

Хочется обратить внимание роди­телей детей «молчунов» на 10 основ­ных известных причин речевой за­держки.

Нарушение слуха. Если есть про­блемы со слухом (в том числе посто­янные серные пробки), возникают проблемы и с речью.

Невостребованность речи. Если с ребёнком никто не разговаривает, или, наоборот, угадывают все его же­лания по жестам и звуку, то у малы­ша и не формируется потребность в речи.

Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребёнок не успевает по­нять суть и выделить отдельные сло­ва, поэтому выбирает позицию мол­чания.

Генетическая предрасположен­ность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили позд­но, дети могут также поздно начать говорить.

Заболевание или поражение го­ловного мозга (травмы головы, паде­ния, гипоксия, инфекции, перенесён­ные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).

Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впо­следствии это может привести к за­иканию.

Завышенные требования к ребён­ку, настойчивое желание немедлен­ного повторения им речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной ат­мосферы.

Алкоголизм родителей.

Задержка речевого развития свой­ственна детям с ДЦП, синдромом Да­уна, детям с ранним детским аутиз­мом, синдромом гиперактивности.

Кстати, в двуязычных семьях та­кая проблема тоже не редкость!

Родителям следует насторожиться если:

К 8 месяцам ребёнок не пытается активно «гулить», следить за губами взрослого и подражать ему.

Ребёнок к 1 году не оборачивает­ся на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.

У малыша к 1,5 годам имеются трудности с сосанием и жеванием пищи, он давится даже маленьким кусочком.

В 1,5 года ребёнок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).

В 1,5 — 2 года ребёнок не понимает простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).

В возрасте 2-3 лет не может про­износить отдельных слов и состав­лять из них простые фразы (пойдём гулять, давай играть и т.д.)

В 3 — 4 года ребёнок не произно­сит предложения, состоящие из под­лежащего, сказуемого и дополнения (папа пошёл на работу, я иду гулять).

В 3 года ребёнок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот — очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).

В 3 года говорит только заучен­ными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторя­ет в точности сказанное взрослым. Это серьёзный повод обратиться к специалисту. К 4 годам большинство звуков должно произноситься пра­вильно.

Если у малыша в любом возрас­те постоянно приоткрыт рот, имеет­ся повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов, это тоже повод для визита в медицинское учреждение.

Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задерж­кой речи, исчезнут сами собой. Если вы испытываете сомнения, обрати­тесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ре­бёнка за успехи, произносите слова чётко и без скороговорки.

Активно играйте с малышом в пальчиковые игры, проводите еже­дневно артикуляционную гимнасти­ку, развивайте мелкую моторику, раз­говаривайте с ребёнком не с высо­ты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? — Вот! Как сказала собачка? — Гав-гав!). Через какое-то время спро­сите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ре­бёнок не отвечает, повторяйте всё сначала.

Мотивируйте! Не останавливай­тесь! Не отчаивайтесь! А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом мо­жет быть поздно.

Подготовила

Наталья НЕТКАЧЕВА