Много раз я начинала писать эту статью и каждый раз откладывала в сторону — не в силах найти те единственно правильные слова, которые смогли бы хоть немного отразить моё отношение к теме материнства вообще и к моей маме, в частности. В этом, наверно, и есть самая главная загадка человеческих отношений: о том, что знакомо каждому с рождения, что ощущается не словами, а душой и сердцем, на уровне подсознания, — нельзя написать простыми и понятными словами.
Афа, афаджан (мама, мама родная наша)! Мой рассказ о тебе, моя любимая… Пишу, и перед глазами проплывает вся твоя жизнь, как полотно, состоящее из разных красок природы, где можно найти и яркие, и тёмные цветочки…
Моя мама Токтохан родилась в 1928 году в ауле Эдельбай в семье учителя-просветителя Тойкея Яздурдыева. Дедушка в молодости 5 лет учился в Стамбуле, хорошо знал и владел арабским языком (впоследствии репрессирован как враг народа, а в 1992 году реабилитирован). В семье росли четверо мальчишек, а девочки рождались и умирали. Поэтому при появлении на свет моей мамы дедушка с бабушкой использовали старинный обряд обмана нечистых сил: запеленав, новорождённую вынесли через дверь и занесли через окно, для того, чтобы перепутать планы нечистого, таким образом мама осталась жива.
В школу мама пошла в 1935 году. Её первой учительницей была Хадыча Хаджикова из Летней Ставки. Мама хорошо училась, но смогла окончить только 4 класса: продолжить учёбу не было возможности, так как в 1937 году дедушку Тойкея посадили в тюрьму как врага народа, вернулся он домой лишь в сентябре 1939-го. Но и тогда мама не продолжила обучение, потому как его надо было оплатить, а средств у родителей не было. Так, в 1940 году мама стала работать в колхозе. Времена были тяжёлые, средств не хватало не только на одежду и обувь, но и на еду. Бабушка Даралы немного говорила на русском языке, и ей, чтобы прокормить большую семью, приходилось ходить в соседние русские сёла для обмена кошмы, вязаных носков на продукты питания. По возвращении бабушка Даралы зазывала соседей, родственников, угощала их чаем и давала кусочек хозяйственного мыла, чтобы они могли по очереди постирать своё бельё.
Бабушка Даралы была делегатом 1-го Съезда женщин, который проходил в городе Ростове в 1930 году. Мама рассказывала, что когда бабушке, как первому делегату от туркменских женщин Орджоникидзевского края, дали слово, она рассказала о том, как живётся турк-менским женщинам, и посетовала на то, что нет ситцевой ткани красной расцветки (по канонам туркменские женщины надевали одежду только красного цвета). И вот, пока она шла пешком со съезда домой, в магазин аула уже завезли красную ткань, и женщины успели обшить свои семьи.
Война! Какое страшное слово. Взрослые и дети хлебнули столько горя в те страшные годы, когда на нашу страну 22 июня 1941 года напали фашисты.
Со слезами на глазах мама вспоминает о тех страшных временах: «С тех пор, как все мужчины из нашего аула ушли на фронт, мы работали не покладая рук с утра до вечера. В колхозе «Кызыл эскер» (Красная армия) председателем был Джумакай Егенбаев, мой будущий свёкор. Сначала были разнорабочими — четырнадцать 13-14 летних девчушек. Я была звеньевой. До сих пор помню имена членов своего звена: Бану Абищева, Курбантотой Дудаева, Меглихан Пиреева, Хадыжа Токанова, Дженетхан Казиева, Нигархан Нуреева, Халстан Толекова, Орасхан Бекеева, Мерджен Хумарова, Зейнеп Джуматаева, Хаштотой Кулаева, Назлыхан Байкеева, Орасхан Азизова. К сожалению, в живых сегодня из моего звена осталась я одна.
Нас отправляли на разную работу: в поле убирали пшеницу, собирали зёрнышки, что падали с колосьев на землю, скирдовали солому, травили сусликов и т.д. С декабря 1941 по февраль 1942 года шестерых девчонок — Бану Абищеву, Нигархан Нурееву, Орасхан Азизову, Хаштотой Кулаеву, девочку-калмычку из эвакуированных Дусю (фамилию не помню) и меня отправили учиться на трактористов в аул Шарахалсун. В течение трёх месяцев при Шарахалсунской МТС мы прошли курсы трактористов и получили назначение на работу в колхоз. В марте нас посадили на трактора, моим наставником была русская девушка Мария Орлова-Курбанова, которая вышла замуж за местного туркменского парня. Проработали до июня 1942 года.
В одну из летних ночей 1942 года к нам в аул пришли отступающие советские солдаты. У них совсем не было военной техники. Разместились они во дворе школы. Люди помогали солдатам, как могли: кормили, отдавали им вещи. Мальчишки-подростки помогали кормить и поить лошадей. Среди военных был мой сосед Толев Торгаев. Отец, узнав об этом, пошёл к командиру отряда и попросил отпустить его на ночь домой, к семье. У него здесь проживала жена с двумя дочерьми — Несипли и Назлыхан. Заночевав дома, утром он примкнул к своему отряду и ушёл из аула. Тогда его видели в последний раз. Он так и не вернулся с войны домой.
Немцы прибыли к нам в аул в августе 1942 года на мотоциклах и машинах со стороны села Кучерла. Сначала приехала одна машина, в которой сидели четыре молодых офицера. В центре аула стоял памятник Сталину. Так вот, как только немцы въехали в аул, они с ходу снесли голову монумента. Фашисты забрали у аульчан все продукты: яйца, мясо, птицу, молоко».
Мама была очевидицей того, как за простой комбайна немец избил комбайнёра Хаджимурзу Байкеева. До конца оккупации мама сидела дома, не работала, её прятали от немцев. В январе 1943 года немцы ушли из аула, страшные дни оккупации закончились, и в июне мама опять стала работать в колхозе.
Из воспоминаний мамы: «В августе председатель Джуманмухамет Егенбаев (Джумакай) провёл собрание на току, нас стали называть фронтовым звеном, дали план за 10 дней вручную складывать копны. Выполнили мы данное задание за 10 дней. Работали с 6 часов утра до часа ночи.
В числе передовиков того времени был комбайнёр Султанбек Тойкеев, мой брат, который на сцепе двух комбайнов скосил 1 000 га. Больше одной тысячи га убрал комбайнёр Хасполат Байкеев. Трактористка Бану Абищева выполняла по две — две с половиной нормы. Мы участвовали в посевной и уборочной кампаниях. Самоотверженно трудились на колхозных полях. Например, в 1942 году Назлыхан Байкеева на пароконном круге вместо 0,2 га вспахала 2 га, а в последующие дни — по 3 га.
Весной мы рвали лебеду, из которой варили суп, собирали яблоневые листья в мешки и ходили пешком в Серафимовское, где меняли или продавали их как чай. Кроме воспоминаний о страшном голоде в моей памяти остался внутренний ужас смерти.
В 1944 году мы получили похоронку на старшего брата Ахмеда, а второй брат Бекей в том же году пропал без вести. Это была страшная трагедия для нашей семьи. Отец сразу постарел на несколько лет, а мать слегла в постель. Мне было очень горько, и я долго плакала по ним. Но жизнь продолжалась. Безысходное горе, непоправимая беда, от которых не была застрахована ни одна семья в годы войны, сближали людей. Мы друг другу помогали как могли и чем могли, и в трудные минуты находили слова поддержки.
В мае 1945-го мы продолжали работать в поле. Огулменгли Хумарова приехала на тачанке и принесла нам радостную весть о том, что война закончилась. Все радовались и плакали от счастья. Нас, молодых, отправили домой, дали ведро кубанской яровой пшеницы. Мы её смололи в ручной мельнице, испекли лепёшки, а на следующий день во время обеда поминали погибших. Кто из дому принёс молоко, кто масло… Испекли лепёшки и опять плакали, вспоминая погибших родственников, друзей, аульчан. Старики читали молитву. Как трудно вспоминать те дни! Не дай бог ещё кому-то испытать то, что испытали мы.
В конце 1945 года начали возвращаться с фронта мужчины, раненые и больные. Сразу стали работать в колхозе, чтобы поднять сельское хозяйство.
В 1947 году начался сильный голод. К тому времени я уже два года была замужем. В декабре пришлось всей семьёй переехать в аул Мурзабек Нефтекумского района. Жили там 5 месяцев, пережидая трудные времена. Вместе с нами был двоюродный брат мужа Джанай и его родители Хаджимухамет и Хафисат. Муж Язай остался работать бригадиром в колхозе. С Джанаем нас вместе отправили на работу на станцию Нагур. Там проработали ровно месяц: Джанай грузчиком, я веяльщицей проса. После возвращения в аул я пошла собирать колосья. В 1948 году стала работать поваром в МТС аула Шарахалсун, в том же году была награждена медалью «За доблестный труд».
Мамин жизненный путь был очень нелёгким: опалённые войной детство и юность, закалённая в самоотверженном труде молодость…, но она всё выдержала и осталась человеком с большой буквы.
Выйдя замуж, мама долго ждала своего материнского счастья. Только в 1949 году родился долгожданный сыночек Менглидурды, затем родились второй сын Ораздурды, (умер в младенчестве), дочери Несипхан и Зулейха, и ещё один сын Аллаберди. Дав жизнь последнему сыночку, мама и предположить не могла, что судьба опять столкнёт нашу семью с войной, но сыну было суждено отдать свой воинский долг в далёком Афганистане. Наверное, в войну больше всего достаётся матерям. И хотя они не ходят в атаку, не стреляют из автомата, но так переживают за своих сыновей, что на фронте было бы легче! Долго тянулось время, казалось, целая вечность прошла, пока Аллаберды вернулся домой. Долгие ожидания, мольба к Всевышнему привели к тому, что у неё в голове зародились строки стихов, посвящённые незнакомому, далёкому Афганистану, которые читала её правнучка Гульзана Егенбаева на мероприятии «Живая память», посвящённом 25-летию вывода советских войск из Афганистана.
Но и на этом не закончились страдания моей мамы Токтохан. В 1995 году пошёл служить в армию внук Бекмурат — сын долгожданного Менглидурды. И на его долю пришлась война, уже Чеченская. Много слёз было пролито родными, пока он не вернулся домой. Днём и ночью просили Аллаха вернуть его живым и невредимым, и Всевышний услышал наши молитвы. Внучок мамочки вернулся, хоть и раненый, но живой. Вот так, оказывается, может быть в жизни одного человека три войны — Великая Отечественная, Афганская и Чеченская. Неизменны её слова и сегодня, в канун 70-летия Великой Победы: «Не дай Аллах испытать вам такое. Пусть у вас будет всё хорошо!»
Маму невозможно было представить без моего любимого отца. У них были очень нежные, тёплые, добрые отношения, которые впоследствии они привили и нам. В нашей семье всегда царили любовь к окружающим, взаимоуважение, взаимовыручка. Из своего детства помню, что ни один день не проходил в нашем доме без гостей. Хлебосольство, щедрость души, любовь притягивали соседей, друзей и дверь нашего дома всегда была открыта для всех.
Афа, афаджан! Мы, дети, называем тебя только так, живи и радуй нас своими мудрыми советами, пройдя тяжёлые годы испытаний, которые легли на твои, казалось бы, хрупкие плечи. Невзгоды не надломили тебя, мама, в твоей жизни есть место для радости, для добра и мира. Ты воспитала достойных сыновей и дочерей. Твой долгожданный первенец Менглидурды окончил сельхозтехникум и всю жизнь проработал в колхозе, вместе со своей женой Хайрницей родили и воспитали троих детей. Старшая дочь Несипхан работает в сельской библиотеке, средняя дочь Зулейха и твои две внучки Гулюмхан и Гульнахар трудятся в школе, словно приняв эстафету от дедушки и прадедушки, учителя родного языка Тойкея Яздурдыева, и тёти, учителя начальных классов Зулихи Джумакаевой, тем самым продолжив династию учителей. А сыночек Аллаберди со своей прекрасной доброй женой Айшат продолжают твоё с отцом дело, занимаются земледелием, не нарушая нашу доб-рую семейную традицию, и теперь уже они принимают гостей, дарят им свою любовь и своё тепло.
Мама, я хочу особо поблагодарить тебя за то, что ты не только для своих детей являешься источником знаний. Несмотря на преклонный возраст, на многочисленные болезни, ты всегда готова помочь молодому поколению в познании родной истории, рассказывая очень интересные факты из своего военного детства. Школьники не раз приходили к тебе за помощью, и ты с радостью их принимала, повествуя бесконечно интересный и увлекательный рассказ о жизни кочевых предков, о технологии народно-прикладного искусства, ведь ты ещё и мастерица. С помощью твоих рассказов мы с учениками смогли возродить подзабытую временем технологию изготовления ковра «кече», золотого шитья «синдирме». Информация, полученная из твоих уст, была использована в научно-исследовательских работах моих учеников, которые защищали честь школы не только на районном, краевом, но и на всероссийском и международном уровнях. Я очень рада тому, что ты являешься для молодого поколения источником познания, подражания, мудрости, цепочкой большого звена между прошлым и будущим.
Мама, родная наша, ты потеряла зрение от пролитых слёз по старшему сыну Менглидурды, безвременно ушедшему из жизни, но ты наш «родник чистейшей души», испив из него, мы утоляем жажду в любви, свете и радости. Сегодня у тебя 10 внуков и 12 правнуков, разлетевшихся во все концы большой страны. Ты их притягиваешь своей любовью, к каждому находишь свои сокровенные, адресованные только ему, тёплые, особенные слова.
Афаджан, ты для нас являешься образцом добродетели, терпения и самопожертвования. Мы благодарны тебе за воспитание детей, внуков и правнуков, продолжателей дел наших предков на многонациональной ставропольской земле. Сегодня мы низко склоняем головы перед твоим материнским подвигом.
Зулейха КАЗМУХАМЕТОВА, а. Эдельбай