Руки в золотой пыли


Местный ювелир мечтает о своей мастерской, где установит 3D-принтер для изготовления изделий.

В последний день января свой профессиональный праздник отмечают ювелиры. Интересно, что в реестре малого и среднего предпринимательства в г.Благодарном зарегистрированы всего две ювелирные мастерские. Одна из них находится в центре города, можно сказать, недалеко от берега реки Мокрая Буйвола.

Это украшение ювелир изготовил в конце 2016 года. Комплект из кулона, кольца и серёжек. Только работа обошлась клиенту более 20 тысяч рублей. Но разве оно того не стоит?

Невзрачный металлический ларёк, с виду напоминающий старый газетный киоск, трудно назвать обителью мастера по драгоценным металлам. На окне приклеен пожелтевший лист с прейскурантом 2013 года.  Радует, что хоть расценки на ремонт ювелирных изделий не зависят от цены на нефть.

Внутри тесно. Стоят два стола с одинаковыми инструментами. Один предназначен для работы с золотом, другой — с серебром. Путать нельзя, иначе пыльца одного металла попадёт на другой, что существенно снизит пробу.

Несмотря на шумный обогреватель, в помещении довольно прохладно. У стола ювелира столпилась небольшая очередь. Последний клиент одной ногой свисает с порога.

Все они собираются либо отремонтировать свои драгоценности, либо заказать изготовление новых из старого лома. Вот только перед ними стоит молодой человек, который усердно спорит с поседевшим ювелиром Гегамом Генриховичем Мкртичяном, что начинает порядком нервировать вечно спешащих клиентов.

Мастер пытается доказать, что задумка с припайкой медальона к цепочке и сменой замка слева направо — плохая. Парень настойчиво уговаривает ювелира воплотить идею в жизнь. Ювелир поддаётся и выполняет работу за несколько минут. Парень довольной походкой покидает мастерскую, а Гегам Генрихович машет рукой со словами: «Через месяц вернётся и попросит сделать, как было».

Дело оказалось не в том, что мастер не хотел выполнять работу или оплата была мала. Он пытался объяснить, что запаянный медальон сломается гораздо быстрее, а переделка замка — принесёт лишь дискомфорт.

Гегам Генрихович предпочитает изготавливать изделия вручную, нежели с помощью
ювелирного литья. Литьё делает ту же цепочку объёмнее и привлекательнее,
но внутри оно полое и часто ломается

В этом, как потом признался сам ювелир, вся суть его профессии: паять и спорить с клиентом. А клиент, как известно, всегда прав.

— Ювелирные мастерские не могут конкурировать с крупными компаниями, специализирующимися на коллекциях массового производства, — рассказывает мастер. — Тем не менее, выгодно отличаются от них индивидуальностью в подходе к созданию ювелирных изделий и работе с клиентом.

Безусловно, есть каталоги, которые люди смотрят, и уже на их основе просят изготовить крестики, кольца, серьги. Частенько со своими дополнениями. Такие нюансы придают изделию оригинальность. Однако считаю, что определённые рамки в «полёте фантазии» заказчиков всё же должны быть.

Как-то ко мне обратился клиент, который попросил для кулона-иконки из пластмассы сделать золотое обрамление. Он был настойчив, так что отговорить от такой идеи его, увы, не получилось. Пришлось сделать работу, притом довольно хлопотную, чтобы икона не оплавилась.

Попадаются и любители изделий: «чем больше золота, тем лучше». Один из таких в 2000 году заказал изготовление 170-граммового крестика и 280-граммовой цепочки.

Пришлось повозиться, но в итоге изделие получилось шикарным. Первое время клиент появлялся на улице только в новом украшении. Ещё бы — на шее висело почти полкилограмма золота. Хотя было видно — тяжело парню. Через два месяца встретил его уже без украшений. Сказал, что шее необходимо периодически отдыхать.

Курьёзных случаев за 22 года в профессии у Гегама Генриховича произошло довольно много.

— Нередко ко мне обращаются благодарненцы с просьбой переплавить дорогое старое украшение и сделать из получившегося лома новое. Либо они суеверны, либо не знают, что некоторые изделия, в силу своей сложной уникальной ювелирной работы и неповторимости могут стоить дороже, чем стоимость самого металла. Эти нюансы стараюсь объяснять людям.

Свой ювелирный путь Гегам Генрихович начал в Армении. В 15 лет создал первое украшение — мужское кольцо-печать.

Позже работал в Великом Новгороде, в Благодарном, в Москве. В какой-то момент он хотел перевезти семью в столицу страны, но передумал и сам вернулся в Благодарный.

— Как там жить (в Москве), если соседи друг с другом не здороваются,  — сетует Г.Г. Мкртичян.

Сегодня ювелир всерьёз задумывается о приобретении 3D-принтера для изготовления ювелирных украшений и не перестаёт думать о постройке своей мастерской.

Проект здания Гегам Генрихович сделал около десяти лет назад, но стройку пришлось  отложить — ему не разрешили строить здание ближе 150 метров от реки Мокрая Буйвола. Мужчина смирился, но позже с недоумением наблюдал, как на том месте, где по плану должна стоять его мастерская, строится магазин сотовой связи.

Мастер не отчаивается. Он уверен, что когда-нибудь всё же построит тёплую светлую мастерскую, где будет комфортно и ювелиру, и клиентам.

[slideshow_deploy id=’9197′]

Илья УСАТОВ

Фото Евгения ИВАНОВА